Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

22 экономика Н А С Л Е Д С Т В О № 52 (122), 20 – 26 декабря 2010 г. разцы самых передовых достижений, выпускавшихся серийно, подчеркну, хотя бы в области военной техники. Но страна не рухнула. Банально об этом го- ворить лишний раз, но многие сегодня этого и не знают: нацистскую Германию разгромил Советский Союз, а не Вели- кобритания или США и даже не анти- гитлеровская коалиция. Не будь этой коалиции – мы бы всё равно победили, но с большими потерями. Оставим в стороне ракетно- ядерную программу, построе- ние лучшей в мире общеобра- зовательной школы и акаде- мической науки. Вспомним последние двадцать лет Совет- ского Союза, эпоху застоя. С 1971 до 1991 года в СССР были запущены в серию: лучший в мире газотурбинный танк Т-80, лучший в мире – на то время – бронетранспортер БТР-80, лучшая в мире оперативно- тактическая ракета «Ока», лучшие в мире многоцелевые титановые подво- дные лодки, лучший в мире сверхзвуко- вой стратегический ракетоносец Ту- 160, лучшие в мире тяжёлые стратеги- ческие ракеты, непревзойдённый по ха- рактеристикам боевой ракетныйжелез- нодорожный комплекс, лучшие в мире – по сей день – истребители МиГ-29 и Су-27. Можно вспомнить самый боль- шой в мире транспортный самолёт Ан- 124 «Руслан», пассажирский самолёт нового поколения Ту-204 и лучший на то время региональный пассажирский Ту-334 – который должен был возить пассажиров уже лет пятнадцать, как ми- нимум. И это самый минимальный пе- речень того, что было сделано за два за- стойных десятилетия. То есть в наследство тем, кто взялся ко- ренным образом реформировать поли- тическое устройство, экономику и про- мышленность страны, досталось вполне осязаемое наследие. Если считать, что реформы проводятся для того, чтобы убрать лишние путы, мешающие уско- ренному движению вперёд, то, имея ре- альную научную, производственно- технологическую и образовательную базу, страна в результате заявленных ре- форм должна была совершить голово- кружительный скачок в будущее. По идее, мы сейчас должны были быжить в обществе всеобщего благоденствия, сравнимом с коммунизмом. Так что проклинаемая Советская импе- рия, о потере которой реформаторы, конечно, не плачут, оставила и народу, и его новым лидерам всё, чем последние двадцать лет мы продолжаем пользо- ваться чисто паразитически. Сейчас модно говорить о какой-то стра- тегии «двадцать-двадцать». В случае её реализации Россия будто бы почти вол- шебным образом преобразится как раз к 2020-му, народ её станет счастливым и процветающим. Позволю усомниться. За двадцать лет истории «Новой Рос- сии» с 1991-го было предпринято всего несколько попыток реализации как бы прорывных проектов в области высо- ких технологий. В частности, это созда- ние стратегической ракеты «Булава», строительство неатомной лодки нового поколения типа «Лада», проект пасса- жирского регионального самолёта «Су- хойСуперДжет-100» и создание истре- бителя пятого поколения. Но ни один из проектов до конца не доведен. Про «Булаву» лишний раз говорить, на- верное, не стоит. Ракета эта – разорение для государственного бюджета. Питер- ская «Лада» должна была отличаться уникальными ходовыми, акустически- ми и боевыми характеристиками. А главное, в неё предполагалось устано- вить оригинальную воздухонезависи- мую электрохимическую энергетиче- скую установку. Ничего из заявленного реализовать не удалось. И давно по- строенная первая «Лада» если и встанет в строй подводных сил ВМФ, то в каче- стве обычной дизельной, ни в чём не превосходящей своюдавнююсоветскую предшественницу – «Варшавянку». Российский «СухойСуперДжет», адми- нистративно задавив советский регио- нальный Ту-334, стал сборной солян- кой мировых авиастроительных техно- логий. Что в этом лайнере собственно российского – с трудом определяют даже авиационные специалисты. Увы, и это чудо мировой интеграции всё ещё проходит испытания, и как на самом деле самолёт поведёт себя в эксплуата- ции – не знает никто. Истребитель пя- того поколения ПАК ФА – летает. Но ведь летает всего лишь планер – макет будущего самолёта. Для российского истребителя пятого поколения нет дви- гателей пятого поколения, нет оружия пятого поколения, нет многого из того, что относится к этому поколению и без чего боевой самолёт – не боевой, а так, летающий макет. А в США истребители пятого поколения, и тяжёлые и лёгкие, давно в строю. В конце прошлого века была выдвинута идея построить в России лучший пасса- жирский самолёт века нового. Его так и назвали МС-21 – «Магистральный са- молёт 21-го века». Предполагалось, что в новом лайнере отечественная авиа- промышленность реализует все новей- шие разработки, которые хранились в неких секретных запасниках. И наша страна явит миру действительно некий суперлайнер, который станет законода- телем авиационной моды на десятиле- тия вперёд. Параллельно вокруг этого проекта консолидируется и расцветет весь отечественный авиапром. Что в Русский человек всегда меньше всего заботился тем, как жить – бедно или богато, он всегда думал, пусть и подсознательно, зачем жить?.. Нет сверхвеликой цели, нет сверхзадачи, нет осмысленности бытия – и все реформы пойдут прахом Бронетранспортёр БТР-80 Пассажирский самолёт Ту-204 Транспортный самолёт Ан-124 «Руслан»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz