Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
32 экономика П Е Р С О Н А щие должности, а если потребуется что- то сделать своими руками… – А почему бы и нет. Я не белоручка и никогда имне был. При необходимости легко возьму в руки гаечный ключ и па- яльник. Кроме того, после школы я по- шёл не в институт, а фрезеровщиком на радиаторный. Пришёл на завод в 17 лет, а в 18 – моя фотография появилась на Доске почёта. – То есть образование не было самоце- лью? – Как раз было. Я родился в рабочей се- мье, в которой был культ образования. Вопроса: поступать или нет, не стояло. Однако первая попытка оказалась неу- дачной. Закончив 8 классов, мы с дру- гом Александром отправились в метал- лургический техникум. Сдали по три экзамена. Набрали по 11 баллов. Но он поступил, а я нет, потому что у него были две «четвёрки» и «тройка», а у меня – «четыре», «пять», «два». Пре- подаватели, правда, советовали не за- бирать документы, а пересдать изложе- ние. Но я категорически отказался и пошёл в девятый класс. И, видимо, это было верное решение. Если восемь классов я окончил с семью тройками, то 10 – с одной. Естественно, что и це- лью стал уже не техникум, а институт. Почему не пошёл в вуз сразу? Один из педагогов посоветовал. Молодой. Мак- симум лет на десять старше. Но он нам нравился. Мы к нему прислушивались. И я нисколько об этом не жалею. Через год поступил. В вечерний филиал Мо- сковского института стали и сплавов. Других технических вузов в Липецке в то время не было. – Однако вечерний вуз – это неизбежная служба в армии… – И незабываемые годы. Я служил в Перми, в ракетных войсках стратегиче- ского назначения. И почётно. И инте- ресно. Там я получил представление о том, что такое запуск баллистических ракет подземного старта, стал радио- специалистом, что мне и позволило сразу же после армии с отличием окон- чить курсы телерадиомастеров. – И вы ходили по домам, ремонтировали телевизоры? – И радиоприемники – тоже. Тогда это была совершенно новая профессия. Очень интересная. Да, ходил по домам, ремонтировал телевизоры, а вечером учился, кроме того, работал в радиома- стерскойУВД. Но потом случайно на ка- федре электропривода увидел объявле- ние о том, что нужны специалисты, уме- ющие собирать радиосхемы, около года работал мастероми в итоге перевёлся на другойфакультет, окончив вуз по специ- альности «электропривод и автоматиза- ция промышленных установок». Но ра- ботать по специальности начал ещё сту- дентом.Былинженером-конструктором все того же радиаторного. – Современная система образования ста- ла объектом жесточайшей критики. Не- други Фурсенко говорят, что если совет- ское образование было трамплином для талантов, для рывка в космос, постиже- ния тайн ядерной энергии, то российское – стало подпорками для посредственно- стей. Их задача скромнее – получив за- ветный диплом юриста, экономиста, при- строиться в тихий офис, отделанный, об- ставленный и оснащённый в популярном стиле «евро» и посвятить жизнь бумаго- обороту. Разве это цель, спрашивают они. Это, вообще, должно быть смыслом жиз- ни молодого человека? Что думаете вы по этому поводу? –Мне трудно говорить об образовании. Я им предметно не занимался. Однако с тем, что современная высшая школа го- товит посредственностей, не согласен. Я регулярно встречался и встречаюсь со студентами, выпускниками вузов, мо- лодыми специалистами. Как правило, это талантливые, умные, замечатель- ные ребята. Ну а выбор профессии на- прямую зависит от того, кто востребо- ван. Особой зоне требуютсяибудут тре- боваться высококвалифицированные и, уверен, по достоинству оплачивае- мые специалисты. И в этом один из смыслов её создания. Инновационной экономике нужны люди, способные на нестандартные решения, на творчество, на постоянный поиск, благодаря кото- рому и становится возможным любой прогресс. Ради этого мы работаем се- годня. Ради этого я не один год ездил в Италию. Да, служебные командировки предполагают и экскурсионные про- граммы, но главным был опыт. – Что вас больше всего удивило, когда вы впервые оказались за границей? – Это было в Котбусе, куда я попал в се- редине семидесятых по комсомольской путёвке. Гид Дитмар прекрасно гово- рил по-русски. Оказалось, что он сту- дент Воронежского университета. Едем в автобусе. Город, кафе, рестораны. Обедаем в одном из них. Привычное меню. Тогда я и спросил Дитмара, чем отличается СССР от Германии? «Ты знаешь, – отвечает мне Дитмар, – если у вас сказали «нет», то это ещё ничего не значит, и «нет» может легко превратить- ся в «да». А если у нас сказали, то это действительно «нет». Я не могу понять, в чём смысл, пе- респрашиваю. «А всё очень просто, – объясняет он. – При- ходим вечером в Воронежский ресторан, а там человек с лампасами. Не пускает. Говорит, мест нет. Но как только три рубля оказываются в его кармане, он вспоминает, что места есть. А у нас, если мест нет, то их действи- тельно нет». – Но это у педантичных немцев так, а у ро- мантичных итальянцев… – Прагматизм в бизнесе – явление ин- тернациональное. И, может быть, поэ- тому и в романтичной Италии мы до- статочно долго присматривались. Нам не хватало чисто человеческих отно- шений, доверия. Мы плохо знали друг друга. И руководствовались мифами. Они подозревали, что все российские чиновники погрязли во взятках. Мы видели в каждом итальянце мафиози, пока не поняли, что у нас общие цели, что нас гораздо больше связывает, чем разъединяет. У меня хорошие личные отношения со многими итальянскими, да и не только итальянскими, бизнес- менами. Я знаю, чем они живут, знаю, чем занимаются супруги, дети, кто и как проводит отпуск и кто чем увлечён. – А как отпуск проводите вы? – Иногда позволяю себе на неделю, дру- гую слетать в ту же Италию, побродить по римским улицам, побывать в Вене- ции, посидеть в ресторане или кафе. Мо- его итальянского словарного запаса для этого вполне достаточно. Но я очень хочу, чтобы эту возможность имел не только я. Надеюсь, ОЭЗ станет тем сред- ством, которое позволит качественно поднять уровень жизни в регионе. . Виктор СТРАХОВ Владимир ЛАВРЕНТЬЕВ: Предприниматель, вкладывающий в предприятие миллиард рублей, спокойно расстанется ещё с 20-30 миллионами, чтобы уйти от любых экологических претензий №6 (076), 8–14 февраля 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz