Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

41 культура Р У Ч Н А Я РА Б О ТА никогда не были общедоступны. Они всегда были предметом роскоши, вож- деления элиты. И, несмотря на то, что изделия кружевниц стоили очень доро- го, сами мастерицы, по воспоминаниям современников, были самой бедной ча- стью населения. В начале XIX века кру- жевоплетение уже оформилось как промысел. Причём возник он почти одновременно и в Вологде, и в Ельце, и вМихайлове. Именно тогда одиночных мастериц начали объединять в школы, где обучением девушек занимались по- мещики. Эти помещичьи школы дали невероятный толчок к развитию кру- жевоплетения. Например, «наши» Ста- ховичи – Огарёвы не только обучали девушек «на местах» – наиболее спо- собных они отправляли учиться в Ма- риинскую школу Санкт-Петербурга. Благодаря чему были восстановлены и старинные образцы кружева. То есть, выражаясь современным языком, это была профориентация молодёжи. Но помимо этого кружево приносило и немалый доход. В двадцатые годы XX века на базе этих школ образовывались артели, которые впослед- ствии переросли в пред- приятия, работающие и по сей день. У нас – «Елецкие узоры», в Вологде – «Сне- жинка», в Михайлове – «Труженица». Триединство противоположностей Неискушённому посетите- лю музея все кружева пона- чалу покажутся «на одно лицо». Исключение соста- вят, конечно, работы ма- стериц из Михайлова. Почему среди знаменитых вологодских и елецких кружев оказались михайловские, мало известные большинству людей? Во- первых, потому, что они очень краси- вые! Михайловские кружева традици- онно красного цвета, с добавлением си- него, изумрудно-зелёного и чёрного. А это цвета «нашего севера» – ведь неко- торые территории современной Ли- пецкой области ранее входили в состав Рязанской губернии. Вот и получается, что михайловские кружева тоже не- множечко наши. И это вторая причина их показа на выставке. В-третьих, именно михайловское кружево – един- ственное из всех – становилось пред- метом украса крестьянской одежды, то есть было доступно простолюдинам. И как же красиво оно смотрится на крас- ных сарафанах – женском и девичьем! Взгляд отвести невозможно, хочется непременно примерить эту одежду на себя, так сказать, войти в образ! Всё михайловское кружево сделано вруч- ную. И ни одна работа не повторяет другую. – Изначально слово «кружево» произ- носилось как «кружаво» или «кружи- во», то есть кружить, окружать. Первое упоминание о нём относится к XII веку. Например, «кружаво» встречается при описании одежд Даниила Галицкого. Только, скорее всего, имелось в виду не то кружево, которое сегодня мы хоро- шо себе представляем, а золотное, сде- ланное из золотых и серебряных ни- тей. Чуть позже, когда появились кру- жевные промыслы, на ювелирном за- воде Строгановых был даже налажен выпуск золотых и серебряных нитей. Такое кружево использовалось для царских и боярских одежд, а также для облачения церковнослужителей. Оно было мерным, то есть продавалось не на метры, а на вес. Родиной кружева в Европе считаются Италия и Франция. Эти страны до сих пор оспаривают пер- венство. Но нам это не столь важно. Главное, что кружево появилось в Рос- сии. И наши кружевницы, имея у себя заграничные образцы, сделали абсо- лютно свои, ни на чьи не похожие кру- жева, которые потрясли мир. Кружева Блузка на китовом усе с кружевной отделкой… «Отвести взгляд от девичьего сарафана из Михайлова – невозможно. Вырасту – примерю!» Куратор выставки Светлана Иноземцева № 50 (120), 6 – 12 декабря 2010 г. …И её хозяйка Мария Паршевникова. Фото нач. XX века. г. Липецк

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz