Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
44 гид П А М Я Т Ь № 48 (118), 22 – 28 ноября 2010 г. и говорилось о необходимости снести церковные погосты и оборудовать но- вое кладбище за городской чертой. Именно с этого момента ведёт отсчёт своего нового летосчисления и камен- ный храм Казанской иконы Божией Матери. Прежняя, деревянная, Казан- ская церковь в середине XVII века стоя- ла на месте нынешнего Михаилоархан- гельского храма. Построена она была на деньги донского казака Иосифа Лося. Спустя сто лет Казанский храм обрёл не только «новую прописку», но и облик. Сначала на кладбище была со- оружена часовня для отпевания усоп- ших и лишь затем– каменный храм, со- хранивший низкую часовенную «ком- плекцию». Этому храму было суждено сыграть свою – особенную – роль в истории советского православного Ельца. В течение почти десяти лет, в том числе и во время войны, Казанская церковь была единственной действую- щей во всей елецкой округе. Скорее всего, ей позволили жить потому, что с конца двадцатых годов XX столетия в Казанской служили обновленческие священники. Так или иначе, а именно кладбищенская церковь стала «офици- альным» местом молитвенного сооб- щения людей с Богом… В декабре 1941 года одной прихожанке было видение: идут по кладбищенской дорожке два монаха. В них она узнала Митро- фана Воронежского и батюшку Тихона Задон- ского. Подошли они к могиле Космы Игнатье- вича Студеникина и го- ворят: «Вставай, Косма. Враг пришёл». «И по- том, – добавляла матуш- ка – после этого видения погнали советские вой- ска фашистов аж до са- мого Берлина. Так все силынебесные встали на защиту Ельца и всей на- шей Родины». Косма Студеникин – один из наиболее почи- таемых в Ельце угодни- ков Божиих, духовный друг святителя Тихона Задонского. Будучи бо- гатым елецким купцом, он раздал всё своё состо- яние неимущим, посе- лился в церковной сто- рожке Покровского хра- ма и стал обучать грамоте детей бедня- ков. В январе 1802 года блаженного по- хоронили на городском кладбище. На- против его могилы – место упокоения родителей святителя Иннокентия Хер- сонского – отца Алексия и Акилины Борисовых. Батюшка Алексий служил в Каменно-Успенской церкви, стояв- шей на Красной площади в непосред- ственной близости от нынешнего Воз- несенского Собора. Отец Алексий оста- вил о себе добрую память в сердцах ельчан, и до сих пор «к нему» идут люди за утешением. А скромный памятник на родительскую могилку поставил на свои средства святитель Иннокентий. Прислав в Елец значительную сумму денег, он попросил сделать надгробие самым простым, а оставшиеся деньги употребить на милостыню – лучший памятник усопшим. Неподалёку покоится ещё один почита- емый ельчанами духовный отец – про- тоиерей Иоанн Жданов. Тесная дружба связывала отца Иоанна с Тихоном За- донским. Уже при жизни батюшка счи- тался прозорливым, не стесняющимся говорить в глаза только правду. Однаж- ды купец Иван Васильевич Шапошни- ков спросил отца Иоанна: «Хорош ли храм, который я построил?». Иван Ва- сильевич на самом деле был знатным Иннокентий Херсонский и могила его родителей В январе 1802 года блаженного Косму Студеникина похоронили на городском кладбище В 1917 году ельчане ставили перед епархиальным начальством вопрос о канонизации отца Иоанна Борисовича Жданова. Но пришли иные времена… Старинные елецкие надгробия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz