Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

к ультура 42 В Ы С ТА В К А № 48 (118), 22 – 28 ноября 2010 г. П ергамский алтарь — знаменитое произведение искусства элли- нистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранивших- ся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергам (улавливаете? именно там изобрели пер- гамент). Основная тема рельефных изо- бражений — битва богов с гигантами. В настоящий момент уцелевшие фрагменты экспонируются в специально построен- ном в Берлине Пергамском музее. На свет Божий практически уничтоженные в эпо- ху Средневековья землетрясением остан- ки были извлечены в конце XIX века. По- скольку финансовую поддержку раскопок осуществляло немецкое государство, ал- тарь отправился именно туда. И находил- ся он в этой стране вплоть до окончания Второй мировой войны, после чего алтарь в числе прочих ценностей был вывезен советскими войсками в Санкт-Петербург, где и хранился в Эрмитаже до 1954 года. В 1958 это произведение искусства, как и многое другое, по доброй воле Хрущёва вернули Германии. И вот – о, чудо! – памятник античности снова в России. Да не где-нибудь, а в Ли- пецкой областной картинной галерее. Причём – целёхонький, как будто вчера из-под руки мастера. Собственно, так оно и есть. Три года назад наш земляк Алек- сандр Андреев приступил в Германии к реконструкции Пергамского алтаря. Для работы ему потребовалось всего ниче- го: фотоаппарат, модели для позирования, компьютер и… щедрая спонсорская по- мощь, оказанная частным фондом искус- ства и культуры Kai-Stiftung, позволившая на три года забросить всё и сосредото- читься только на алтаре. Надо сразу оговориться, Александр Ан- дреев – личность неординарная. И рекон- струкцию этот самоотверженный энтузи- аст затеял, соответственно, совсем нео- бычную. Андреев (или, как он себя назы- вает на Западе, Андрей Александер) – ар- тист пантомимы. «Покажите мне как сто- ит пятка человека, и я изображу, какую он принял позу и куда смотрит», – утвержда- ет мим. Реконструкция Пергамского алта- ря – синтез давнего увлечения фотогра- фией и античностью. Когда-то, изображая в документальном фильме древнегрече- ского бога, Александр и подумать не мог, что спустя некоторое время ему вновь при- дётся принять этот образ. Ведь изначаль- но в роли всех недостающих фигур снял- ся сам артист. Рассматривая уцелевшие фрагменты древнего алтаря, причисленно- го Луцием Ампелием к чудесам света, Ан- дрееву пришло в голову по сохранившим- ся деталям с помощью современных тех- нологий попытаться представить и воссо- здать изначальный вид памятника. В фото- искусстве он был к тому времени признан- ным докой: снимки с разных концов Зем- ли вместе с захватывающими путевыми за- метками (а побывать довелось как-никак в ста пяти странах) публиковались в оте- чественных и западных специализирован- ных журналах. Авторству мастера фотогра- фии и путешественника принадлежат три иллюстрированных фолианта на немецком языке, повествующих о жизни на Земле: от Аляски до Антарктиды, от Алеутских остро- вов до Новой Зеландии. В декабре 2009 года Александр Андреев выпустил кален- дарь «Пергамская фантазия», ставший со- бытием в культурной жизни Германии. Из- дание, представлявшее самую значитель- ную – Восточную сторону алтаря, завое- вало Серебряную медаль на Международ- ном конкурсе календарей 2010 года. Идея устроить полноценную инсталляцию воз- никла как естественное продолжение ка- лендарного формата. Только теперь фриз должен был предстать во всей красе. Осо- бенности планировки зала липецкой гале- реи определил и размер панорамной ши- рокоформатной фотокартины: это 21 метр в длину и 2,7 метра в высоту, что лишь чуть меньше оригинального масштаба. «Казалось бы, сейчас XXI век, – рассу- ждает Александр Андреев, – зачем мне какие-то древнегреческие боги? Но то, что участвовавшие люди наделили обита- телей пантеона человеческими качества- ми, делает для меня весь процесс самым настоящим театром. Поэтому мне было легко сказать своим актёрам: делай то-то или то-то. Сами древние греки подсказы- вают алгоритм. Ведь они, по сути, игра- ли в богов и в них же верили. Всё просто: давайте исполним пантомиму. Человек за две тысячи лет совершенно не изменился. Вот они: современные люди играют битву гигантов против богов». . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Возвращение Пергамского алтаря Начинать рассказывать эту историю можно, вернувшись на три года назад, – в Германию. Или обратиться к событиям конца Великой Отечественной: 1945 год, Санкт-Петербург. Но началось всё, если верить науке, ещё раньше. А именно – во II веке до нашей эры на территории Малой Азии (современной Турции). Но, как говорится, обо всём по порядку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz