Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

30 общество Р О С С И Я плотно, что и сегодня незримым стол- пом поддерживает в людях надежду, веру и любовь? Церковные служители в истории Стрельца сыграли огромную роль и, возможно, ещё скажут своё веское сло- во в его дальнейшей судьбе. В архивных документах ХVII века со- хранилось имя попа Данилы. Его вме- сте с тремя причётниками угнали в не- волю крымские татары. В 1658 году пришли басурмане в Ливенский уезд, предали огню Чернаву и Стрелец. Не пощадили первую срубленную церковь, освящённую в честь Василия Кападо- кийского. Этот священник из Кесарии, возведённый в ранг святого, особо по- читался Владимиром Мономахом. Кстати, по некоторым письменным ис- точникам Стрелец часто называли Ке- саревщиной. Место второй деревянной рубленой церкви, тоже сгоревшей, стрельчанам хорошо известно. Возле её сохранивше- гося фундамента в 1885 году построили начальное училище. Его нашиже солда- ты подожгли при отступлении в 41-м. А местныежители огонь затушили. Изда- ние ещё долго служило им после войны. – А сегодня, – делится планами Влади- мир Белолипецких, – мы хотим засы- пать песком, разровнять площадку на этом святом месте, крест поставить в память далёких предков, мироммолив- шихся во второй деревянной церкви. Всеми силами сохраняют стрельчане память и о своём каменном храме. Ту- жат, что разрушаются его своды и сте- ны. Несколько лет назад внутри всё вы- чистили, мусор вывезли, но на этом пока путь к восстановлению святыни оборвался. Нет спонсоров, нет откли- ков со стороны власти. И, наверное, как ни крути, а придётся вновь прибегать к извечному русскому методу, который называется народной стройкой. Начинать очередной сбор средств тяже- ло. И кому? Владимир Николаевич Бе- лолипецких и без того, как атлант, дер- жит на своих плечах всю историю Стрельца, от древности до наших дней. Постоянно совершенствует музейные экспозиции, ищет новые экспонаты, что-то меняет, пристраивает, ремонти- рует. Только закончил сбор средств на мемориал, а уже нужно вновь идти по людям, чтобы обновить тот же Орден Великой Отечественной войны. Хочется верить, что обязательно най- дётся подвижник, который возьмётся за восстановление храма Архангела Ми- хаила. Как когда-то взялся за его строи- тельство скромный сельский священ- ник Василий Васильев. И построил! Благодарные потомки поставили ему в церковной ограде надгробный памят- ник. А на территории музея стоит памятник-камень его внуку Якову, про- служившему в Стрельце священником 47 лет. История этого рода – ещё один интерес- нейший повод для исследовательской работы молодых. Василий Васильев воспитал восьмерых детей. Две дочери вышли замуж за церковных служите- лей. Двое сыновей трудились в государ- ственных учреждениях Полтавы и Астрахани. Четверо стали священника- ми. Иван и Михаил окормляли сель- скую паству, а Иосифу с Дмитрием был уготован другой путь… Иосиф окончил Орловскую духовную семинарию. Шёл первым учеником, а потому за казённый счёт был направлен в Санкт-Петербургскую духовную ака- демию. В 1846 году его назначили вто- рым священником посольского Петро- павловского храма в Париже, через три года утвердили настоятелем. Он создал при храме школу для русских детей, церковную библиотеку, постоянно ока- зывал помощь нуждающимся. Будучи единственным русским официальным лицом, оставшимся в Париже во время Крымской войны, помогал нашим во- еннопленным, интернированным во Францию. Снабжал их вещами и день- гами, которые собирал среди париж- ских соотечественников. Добился для них льгот во время личной встречи с императором Наполеоном III. В 1857 году Васильев поднял вопрос о возведении нового православного хра- ма Александра Невского в Париже. Это будет знаменитый духовный центр русских церквей в Западной Европе. В нём молились император Александр II и императрица Мария Александровна в связи с избавлением от покушения на их жизнь в Булонском лесу. Здесь Иван Алексеевич Бунин венчался с Верой Николаевной Муромцевой. Здесь от- певали Ивана Сергеевича Тургенева, Алексея Николаевича Плещеева, Фё- дора Ивановича Шаляпина, Василия Васильевича Кандинского, Ивана Сер- геевича Шмелёва, Андрея Арсеньеви- ча Тарковского – собор был и остаётся духовным центром всей русской эми- грации. Храм заложили в 1859-м. «Но денег для его завершения, как водится, не хвата- ло, и тогда отец Осип, уже потеряв вся- кую веру в помощь синодальных вла- стей, обозлился на всех и махнул прямо к открытиюНижегородской ярмарки. Посмотрел он там, как широко гуляют купцы первой и прочих гильдий, как швыряют они сотенные бумажки к но- гам плясуний да цыганок, и начал сты- дить толстосумов, убеждая их жертво- вать на построение парижского храма. Сюда приходят за радостью… …и за спасительной святой водой № 48 (118), 22 – 28 ноября 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz