Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

27 общество Р О С С И Я – Есть версия происхождения названия нашего села, которая связана с мощ- ным, я бысказал, «стреляющим» источ- ником. По архивным данным, это пер- вое летописное упоминание, датируе- мое примерно 1653 годом. «Да по выпи- си с Чернавских книг письма и меры Ивана Киреевского, что было за чер- навцем Родионом Голощаповым в Чер- навском уезде в Засосенском стану в по- местье Новые Починки, на Стрельце колодезе дикого поля 30 четвертей». За речкойСвишенкой, на возвышении, на- против крайних домов Нижнего Стрельца стояла сигнальная вышка Вежа. От неё такие же расходились под углом: одна, за Выгоном, – от южной стороны; другая, в районе Медвежьего леса, – со стороны западной. Обе сходи- лись на Стрелецкой вышке. А отсюда по цепочке до самого Ельца в определён- ных местах дежурили поселенцы. При приближении вражеских орд они сиг- налили друг другу: ночью – ярким ог- нём, днём – дымным костром. Позже об опасностях и бедах стали воз- вещать колокола. К ним на Руси с древ- них времён отношение особое. Суще- ствует много преданий о том, как коло- кольный звон отводил болезни, бури и молнии. Рассказывают, что колокол не раз звонил сам по себе, предрекая вой- ну, голод, мор. А, попав в неволю, в чу- жие земли, он мог вдруг замолчать. Издревле повелось, что самым горьким наказанием для побеждённого города и народа было лишение их колоколов. В двадцатые годы ХХ века такая беда на- крыла всю русскую землю. Когда в го- родах показательно рушились соборыи великолепные храмы, подобные Стре- лецкой сельские церкви ещё стояли. Но антиколокольная кампания уже наби- рала ход, под лозунгом сбора металла для проведения курса индустриализа- ции молодого советского государства. В 1930 году, после закрытия в Москве по- следнего, Даниловского монастыря ко- локольный звон в стране был запрещён. С тех пор, вот уже 80 лет, храм Арханге- ла Михаила молчит. Пустыми глазни- цами взирает он на поколения людей, не знавших Бога. И вспоминает, какими были стрельчане и он сам в лучшие вре- мена. Храм – Когда-то наши люди были очень на- божными, – рассказывает Владимир Николаевич. –Ихотя храмбыл неболь- шой, старались устроить его благолеп- но. При главном алтаре существовало два придельных: с южной стороны – во имя святителя Николая Чудотворца, с северной – во имя Святой Троицы. В 1867 году иконостас расписывал слу- шатель Киевской академии художеств Ланской (к сожалению, найти имя этого человека не удалось. – Прим. редак- ции ). По воспоминаниям прихожан, под его кистью образа выходили, как живые. Примерно через сорок лет к местной жительнице Анне Фёдоровне Демениной приезжал из Ялты её брат Иван Фёдорович. Он расписывал стены храма. Фрагменты этой живописи ещё сохранились. Дошло до нас и свидетельство о внеш- нем облике храма. При подготовке этой публикации совершенно случайно в не- драх Интернета нашлась фоторепро- дукция картины известного городецко- го художника конца ХIХ века Егора Ти- хоновича Крюкова. На ней представле- ны церковь и само село во времена, ког- да православная вера диктовала людям стиль жизни. Опрятность жилищ, пове- дения в обществе, опрятность душ… Возможно, кого-то из юных стрельчан заинтересует история создания этого удивительного произведения народной росписи и они ответят на возникшие у нас вопросы. По каким делам художник из деревни Савино Нижегородской гу- бернии оказался в наших краях? Что связывало его с другими носителями распространённой в Долгоруковском районе фамилии? Интересно было бы узнать и родослов- ную автора фоторепродукции Эллы Сенчихиной. Пока что удалось выяс- нить, что родилась она в 1956 году вМо- скве, по образованию педагог и, судя по всему, очень любознательный человек. В её фотоблоге – снимки самые разные. И есть любопытная папка под названи- ем «Сенчихины». В ней много фотогра- фий людей разных возрастов. Кем при- ходятся они стрельчанам с такой же фа- милией? Не ведут ли родословные нити к тем, кого в 30-е годы прошлого столе- тья отправили в ссылку за умение хо- зяйствовать на своей земле? Михайло-Архангельский храм запечат- лел и эту страницу в книге времён и су- деб Стрельца. Молча благословлял он На фоторепродукции картины Егора Крюкова – центр села Стрелец. Таким был храм в конце ХIХ века… …а такой он сегодня Анна Михайловна Образцова № 48 (118), 22 – 28 ноября 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz