Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

46 культура П Е Р С О Н А А лександрФилиппенко, несмо- тря на солидный возраст (сей- час емушестьдесятшесть), со- храняет завидную способ- ность быть «на острие ножа». Для маститого актёра со сложившимся образом и громадным опытом как на те- атральных подмостках, так и в кино, он продолжает демонстрировать завидную свежесть взгляда и пытливость натуры. Доказательством могут служить смелые проекты, которыми в последние годы мэтр российской культуры заявлял о себе. Причём не в рамках театральных постановок или художественных филь- мов, а сольно. Шутка ли: он уже показал двенадцать программ, с несколькими из которых выступает до сих пор, и на до- стигнутом останавливаться вовсе не со- бирается! Александр Георгиевич – при- знанный корифей среди артистов- чтецов, и с давних пор его излюбленный конёк – литературный моноспектакль. Искреннюю преданность Филиппенко русским писателям и поэтам, тонкое ощущение и оригинальную фразировку текста зрители могли по достоинству оценить в театрально-литературных композициях, которые артист составля- ет по своему усмотрению, руководству- ясь только внутренним чутьём. Много- мерное восприятие действительности, игрового пространства позволяет прыт- ко жонглировать формой и содержани- ем сценических воплощений, вдохнов- лённых то классиками, то современны- ми авторами. За моноспектакль по гого- левским «Мёртвым душам» Александр Филиппенко удостоился Государствен- ной премии. В Липецк народный артист приехал с программой «Демарш энтузиастов», именованной по названию одного из рассказов Сергея Довлатова. В так на- зываемые Довлатовские чтения вошли произведения любимых авторов чтеца. Из прозы – «Ожог» Аксёнова, «Запо- ведник», «Зона», «Чемодан» и «Запис- ные книжки» Довлатова, ранние моно- логи Жванецкого. Стихи – Бродского, Левитанского, Высоцкого, Окуджавы, Евтушенко. Трудно определить, где в спектакле «кончается» Довлатов и на- чинается Аксёнов, где «водораздел» между Довлатовым и Жванецким. Об- щей темой и объединяющей интонаци- ей для всех стал дух «шестидесятниче- ства», эпоха прекрасного и трагическо- го «застоя», диссидентства и… джаза. Как раз на 60-е пришлась молодость Александра Филиппенко, о которой он и вспоминает, пользуясь выдержками из литературного наследия той проти- воречивой и щедрой на непризнанные таланты поры. – Пусть каждое поколение вспоминает свою молодость как лучшее время жиз- ни, – говорит актёр. – А о моей молодо- сти как нельзя лучше выразилсяМихаил Жванецкий: «Мы все из далёких 60-х. Если говорить честно, тогда мы жили лучше, хотя сама жизнь лучше сейчас». – Вы любите повторять, что яв- ляетесь своеобразным перевод- чиком с авторского языка на язык зрительский. В таком слу- чае, как происходит процесс «пропускания» текста через себя, его переосмысление? – То, о чём я читаю, знаю не понаслыш- ке. Если бы меня в своё время не гноби- ли в парткоме театра Вахтангова, я бы не понимал, о чём говорю. С 1969 по 1975 год я играл на Таганке. Это были золотые годы. Но навсегда горьким от- печатком в памяти останутся воспоми- нания о том, как убивали театр, и как люди боролись за выживание. Сегодня ту эпоху безжалостно перевирают, не- добросовестно интерпретируют, пере- ставляют факты. Поэтому-то я и читаю именно те тексты, которые выбрал. Ког- да Высоцкий пишет: «Безвременье вли- вало водку в нас», мне предельно ясно, Михаил ЖВАНЕЦКИЙ: Мы все из далёких 60-х. Если говорить честно, тогда мы жили лучше, хотя сама жизнь лучше сейчас свою молодость Александр ФИЛИППЕНКО: Я не дам переврать № 47 (117), 15 – 21 ноября 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz