Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

культура П Р Е М Ь Е РА 42 № 47 (117), 15 – 21 ноября 2010 г. – Вопрос о том, можно ли купить любовь, в постановке Сергея Бо- бровского остаётся открытым. А между тем, это центральная про- блема пьесы, решение которой бу- дет искать каждый из зрителей. Та- кая диалектика была изначально зало- жена Жамиаком или является вашим личным взглядом на «Месье Амилька- ра»? – Ес ли бы у меня было достаточно де- нег, я непременно бы попробовал, по- старался бы сделать всё, чтобы купить любовь и понять, нужно ли, можно ли так поступать. Пусть подобное не пока- жется дикостью: вокруг нас подобные «сделки» сплошь и рядом. Допустим, пресловутые олигархи выбирают, зака- зывают, выращивают, выхаживают юных дев, а потом делают из них себе «домашних» жён в золотой клетке или любовниц. Разве от женщины не требу- ют никаких чувств, кроме соответствия неким типовым стандартам? Разве при- чиной являются только лишь красивые ноги и гладкая кожа? Нет. Избранниц духовно образовывают, оснащают культурой – как гейш. Это не противо- стояние добра и зла, это – отражение наших моральных установок. Есть люди, твёрдо убеждённые в том, что ку- пить можно вообще всё. – Тем или иным образом, мы все, к сожа- лению, вынуждены прогибаться, торго- вать собой. Продаваться за более выгод- ную работу, блага, привилегии. И совер- шенно необязательно, что при этом про- исходит внутренний излом, переоценка, так можно существовать до самой смерти – счастливо и безбедно, – если повезёт. – Хорошо, когда в жизни есть гармо- ния. Чтобы одно другому не мешало. – Однако финал спектакля убеждает, ско- рее, в обратном! – На этих весах и выстроена стержне- вая мысль постановки, она диалектич- на, как верно было замечено. Хотя, со- глашусь, всё это слишком сказочно. Де- скать, что-то не продаётся, или худож- ник должен быть голодным. Лучше бы, если сытый и довольный, а не с гастри- том от постоянного недоедания, как Машу. Другое дело – бедность духов- ная. Каждый художник, артист мнит себя величиной, а то и гением. Но тогда в качестве доказательства должен быть предъявлен результат, оправдываю- щий претензии на величие. Все к этому стремятся, но не всем дано. Кто-то хо- чет называться звездой, но в ряду дей- ствительно талантливых и одарённых форвардов местный «князёк» оказыва- ется пустышкой. – Вот, кстати, тема великих возвращает нас от философских рассуждений вновь к спектаклю. Недавно побывал на высту- плении народного артиста Александра Филиппенко и был полностью заворожён его безумной энергетикой, два часа дер- жавшей зрителя в напряжении, не на се- кунду не позволяя заскучать. Прихожу к выводу, что эмоциональная насыщен- ность, драматургический напор заставля- ют воспринимать происходящее совер- шенно по-иному. Заметьте, сейчас не имеются в виду цирковые па или пустые метания по сцене. Я обратил внимание, что динамика «Месье Амилькара», по сравнению с вашими прошлыми работа- ми, изменилась. Действие развивается более интенсивно, «провисов» или чрез- мерной созерцательности нет и в помине. С чем это связано? – Дело в Иве Жамиаке, он блестящий мастер. Мне очень жаль, что его в рус- ском переводе практически нет. В пер- воначальном варианте – пьеса длиннее. Кое-что пришлось подсократить, чтобы сохранить определённый темп на про- тяжении всего спектакля. Текст изоби- лует замечательно выстроенными диа- логами, словесными рокировками. Но иногда они мешают быстрому разви- тию событий. При всём том, мне хоте- лось добавить столичного ощущения. Всё-таки местом действия является Па- риж, город стремительный, со своим характером. Согласитесь, провинциа- лы, попадая в мегаполисы, утрачивают ориентацию, теряются в непривычном ритме. Но это не значит, что ритма не существует. В чём он? Фактически, в централизованных финансовых пото- ках, в воспроизводстве денег деньгами. Время – деньги. Не успел – твои про- блемы. И нас невольно начинает заса- сывать. Я попытался смоделировать та- кое пространство в условиях сцены. – Как сами себя ощущаете, выбившись на главные роли? – Ужасно! Я помню, когда невольно пришлось принимать участие в соб- ственном спектакле: молодой артист вывихнул ногу, пришлось его заменять. Постановка была многолюдная, шум- ная, головокружительная буквально. Носился по сцене, одновременно ещё и давая указания труппе. Совмещать ре- жиссирование с «сеансом одновремен- ной игры» – это на любителя. Был у меня приятель-постановщик, который сам себе всегда роли брал. Раньше он служил актёром и, видимо, не «наи- грался». Это не для меня. – Вопрос к Владимиру. Бобровский метал молнии глазами или «шикал», когда на- ходился рядом на сцене? – Разве что пару раз. Нет, он совсем не похож на этакого карабаса-барабаса. Мы прорабатываем и обсуждаем всё заранее, да и взаимопонимание у нас с режиссёром отменное: мы идём рука об руку уже с десяток лет, научились понимать друг друга без слов и «шика- ний». . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Т е, кто не попал на премьеру, спешите: в эту пятницу, 26 ноября, страсти «по Амилькару» снова разыграются на сцене Липецкого академического Наряд для героини Марии Колычевой (в центре) подбирали в секс-шопе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz