Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

39 общество Н А У К А И В Е РА № 45 (115), 25 – 31 октября 2010 г. ноны письма икон, принятые ещё в 1551 году Стоглавым Собором, кото- рый запретил иконопись без использо- вания прорисей, – рассказывает Нико- лай Микляев. Прорись, или перевод, – это контурный рисунок с уже написанной иконы, при- знанной соответствующим церковным канонам. Прорись выполняется обыч- но на бумаге или кальке, предназначе- на для переведения контуров изобра- жения на левкас иконной доски (левкас в иконописи – это грунт из мелового или грунтового порошка, замешанного на животном клею). – Следующий шаг в создании иконо- стаса для слепых – это перевод живо- писи в резьбу, – говорит Николай Пав- лович. – В богословском смысле рель- ефное изображение иконы есть особый священный акт единства мастера с не- бесными силами. Далее – создание ор- намента, он должен соответствовать русскому этапу развития орнаменталь- ного церковного оформления иконо- стаса. Таким образом, у нас получился резной тябловый иконостас с его кон- структивными и дизайнерскими осо- бенностями, пропорциями и членени- ем, связанными с канонами и традици- ями иконографических сюжетов. Что означает «тябло», многим неведо- мо, разве что людямцерковным. От гре- ческого «тябло» переводится как «тем- плон» – алтарная преграда, или гори- зонтальная балка. Есть версия, что сло- вопроизошлоотлатинского tabula–до- ска. Таким образом, тябло – это брус ал- тарной преграды, который использует- ся для установки икон. В тябловом ико- ностасе иконы устанавливают впритык одна к другой. Каждое горизонтальное тябло – это один ряд икон. Соответ- ственно, если рядов несколько, то в за- висимости от их количества иконостас называется двух-, трёх- или пятитябло- вым. Иконостасы XV-XVII веков при- нято называть тябловыми. Позднее между горизонтальными балками (тя- блами) стали устанавливать вертикаль- ные столбики, разделяющие иконы. Над царскими вратами тябло перехо- дит в широкую доску – коруну – с напи- санным на ней Деисусом (от греческого «деисис») – моление святых за челове- ческий род. Это композиция, в центре которой – Иисус Христос, а слева и справа соответственно Богоматерь и Иоанн Креститель, представленные в традиционном жесте молитвенного за- ступничества. В резном тябловом иконостасе, создан- ном преподавателями и студентами ЛГТУ, есть иконаПреподобногоИгоря, князя Черниговского как откровение от Бога, выраженное языком резных ли- ний и рельефа, Царские врата с изобра- жением виноградной лозы в виде сину- соиды, тянущейся в бесконечность, как одного из символов христианства, во- площающего идею Евхаристии – таин- ства претворения вина в кровь. Надо сказать, что рельефная перспек- тива копии рублёвской «Троицы» так- же даёт возможность её восприятия слепыми и слабовидящими людьми. Светлое будущее проектов ЛГТУ Все описанные здесь проекты впервые экспонировались на X Московском международном салоне инноваций и инвестицийв начале сентября 2010 года. Оттуда коллектив ЛГТУ привёз золотую и серебряную медали. Экспертная ко- миссия отобрала работы липчан в со- став российской экспозиции для между- народной технической ярмарки, кото- рая с 27 сентября по 2 октября проходи- ла в болгарском городе Пловдиве. Свои инновационные научно- технические разработки представили более тридцати предприятий и компа- ний, научных организаций и вузов из разных городов России. То, что проек- тылипчан вошли в число лучших, гово- рит о мировом уровне их достижений. Липецкий государственный техниче- ский университет кроме проекта по церковному искусству представил так- же разработку «Водородная техноло- гия переработки промышленных отхо- дов». Оба проекта вызвали большой интерес специалистов. Авторам пред- ложили сотрудничество – сейчас ведут- ся переговоры с целым рядом болгар- ских вузов. Также представители ЛГТУ получили приглашение на очередной престиж- ный конкурс изобретателей. Участие липецкой делегации в болгар- ской технической ярмарке состоялось при финансовой поддержке админи- страции области и Управления образо- вания и науки. – То, что в Москве и Пловдиве мы полу- чили высокие награды – золотую, сере- брянуюмедалииДипломМинистерства образования инаукиРоссии– это заслу- га всего университета, всей области, – говорит профессор ЕвгенийСтепанович Гамов. – Сейчас мы разрабатываем про- ект, чтобы выиграть грант Министер- ства образования и науки – 15 миллио- нов рублей на храмовое искусство, в том числе иконостасов для больничных храмов, для слабовидящих. В Пловдиве представители ЛГТУ по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона встретились с митро- политом Пловдивским Николаем и по- дарили ему свою копию «Троицы» Руб- лёва. Они долго беседовали: о современ- ной системе духовного образования, о реформах духовной школы. Митропо- лит Николай предложил программу со- вместной деятельности по возрожде- нию богословского образования, вклю- чая проведение богословских чтений по примеру Свято-Тихоновских чтений, проводимых Липецкой и Елецкой епар- хией, а также проведение конкурсов и выставок «Церковная живопись». . Ольга КРУТОВА, Павел ОСТРЯКОВ (фото) Липчане подарили митрополиту Пловдивскому Николаю копию рублёвской «Троицы»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz