Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

38 общество Н А У К А И В Е РА нопись – его призвание, с усердием изучал Стоглав и богословие, труды по христианскому искусству. – Невозможно стать иконописцем, если у человека нет глубокой, искрен- ней веры в Бога, если он не пережил свой религиозный опыт, – поясняет Сергей Борисович. – В отличие от про- сто живописи, в иконописи есть синер- гия – соединение человека с Богом. И когда пишешь икону, понимаешь, что художник – не ты, а сам Господь, и что Божественные силы полностью руко- водят тобой. Но это понимание, ощу- щение не сразу даётся. Ему предшеству- ет каждодневный труд над самим со- бой, молитвы, посты, Причастие. Иуже потом начинаешь ощущать духовную силу, которая и помогает строить всю последующую работу. Религиозный опыт делает жизнь осмысленной, а суе- та и мирские интересы отступают на задний план. Но чтобы это почувство- вать, не обязательно быть иконопис- цем. Любой человек может достичь ду- ховной высоты. Сергей Борисович говорит, что наука и богословие тесным образом связаны и не противоречат друг другу. И боль- шинство истинных учёных – глубоко верующие люди. Именно наука дала возможность по- стичь особенности древней иконописи, изучить состав красок. – В старину краски готовили на основе натурального минерального пигмента, – говорит Сергей Борисович. – Чтобы расписать «Троицу», мы закупили пе- ретёртые минералы, затем, подобрав рецептуру, перемешали их с яичной темперой – специальной эмульсией на основе желтка или белка яиц. Исцеляющий храм Отсюда и название – темперные краски. Использовали их и при росписи иконо- стаса больничного храма в Липецкой областной клинической больнице. Эта работа коллектива кафедры дизайна и художественной обработки материалов ЛГТУ – «Специализированный средо- вой дизайн больничного храма в честь Казанской иконы Божией Матери» – также стала презентационнойнамежду- народной выставке в Пловдиве. – Иконостас мы выполняли по благо- словению епископа Липецкого и Елец- кого Никона, – рассказывает доцент кафедры дизайна и художественной обработки материалов Николай Пав- лович Микляев. – Мы соблюдали все тонкости настенной канонической жи- вописи, придав помещению общую стилистику храма. В интерьерной росписи мы ис- пользовали различные приёмы темперной и масляной живо- писи с золотом на фонах и ним- бах. Система орнаментов слилась в единое целое с изображениями святых и архитектурой помещения. Текстымо- литв подчёркнуты рамами, а сочетание бежевого, пурпурного и золотого цве- тов символизирует торжественность и строгость. Особенность монументальной стенной росписи в больничном храме – чётко разработанная цветовая композиция росписи, которая учитывает не только символику цвета, но и его благотворное лечебное воздействие на пациентов. И главное – цветовая гамма подобрана исключительно по благоприятному воздействию цветов на психику боль- ного человека. Известно, что цвета оказывают доста- точно большое влияние на настрое- ние, а иногда и на поведение людей. Например, установлено, что красный цвет активизирует все функции орга- низма и стимулирует мозг. Под его воздействием у человека может повы- шаться давление, усиливаться ритм дыхания и наполненность пульса. В иконописи красный цвет символизи- рует кровь Христа. Этот цвет – символ огня, пламенности, символ жизни. Лечение цветом известно как хромоте- рапия. В некоторых зарубежных кли- никах её широко используют. К приме- ру, выкрашивают стены больничных палат в разные тона, оказывающие бла- готворное влияние при тех или иных болезнях. – Эта наука существовала ещё в сред- ние века, – говорит Николай Павло- вич. – У каждого цвета своё электро- магнитное излучение, то есть разные волны, короткие, средние или длин- ные. Самая короткая волна у фиолето- вого цвета, а самое длинное излучение создаёт цвет жёлтый. Увидеть иконы… руками Во благо незрячих людей коллектив ЛГТУ разработал уникальный проект – резной иконостас для слепых и слабо- видящих детей, который размещён в школе-интернате III-IV вида Липецка. Директор интерната Игорь Батищев получил благословение владыки Нико- на на создание домового храма. Техно- логия его создания и апробация по Брайлю была также презентована на Международной технической ярмарке в болгарском Пловдиве. –На ощупь, через тактильное восприя- тие по Брайлю, дети могут изучать ико- ны, – рассказывает Николай Павлович Микляев. – И это – чудо! Для них от- крываются духовная жизнь и право- славные традиции. Проект иконостаса разработал профес- сор Евгений Гамов, а выполнил работу доцент Николай Микляев вместе со студентами. – Чтобы сделать такой иконостас, мы изучили очень много литературы, ка- № 45 (115), 25 – 31 октября 2010 г. Фрагмент иконостаса для слепых и слабовидящих детей в интерьере домового храма Когда батюшка освящал «Троицу», он заметил, что икона мерцает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz