Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

главная тема 16 Н А С Л Е Д И Е щего посетителей, почитателей бунин- ского таланта, причём не только отече- ственных, немало критиков. – Место, на котором стоит дом, мне по- казывали ещё в 1963 году, – поясняет Светлана Александровна. – В совет- ское время здесь был ветеринарный участок, кузница…Но что бы мне ни го- ворили противники, я всегда отвечаю, что есть Дом, есть крыша над ним, при- чём, по воспоминаниям современни- ков, к началу ХХ века она была именно железной и высокой. Окна смотрят на те же закаты и рассветы, которыми обожал любоваться Иван Бунин. Са- мое главное – задан тон, каким должен быть музей. И мне очень хочется, что- бы все посетители чувствовали, что по- пали именно в дом. У меня только одна цель – чтобы душа Бунина могла найти в родных местах успокоение. Для этого дом и восстановили. Когда я пересту- паю его порог, то кажется, что он насе- лён, что с портре- тов смотрят глаза некогда живых людей, как будто сберегают его… В сам дом мы во- шли не сразу. Сна- чала всё ходили вокруг… День вы- дался тихим, сол- нечным. Тонкий, едва уловимый за- пах неведомой мне травы заставлял постоянно накло- няться к земле, ис- кать её. Хотелось молчать, слушать, дышать и идти, идти к горизонту… Раздался плеск воды и шуршание кры- льев – местные гуси-лебеди прилетели на тот самый барский пруд (правда, не- много видоизменённый), в котором ку- пались Бунины, их гости, там у берега до сих пор лежит «купалка Рыжкова» – камень, с которого соседский помещик необъятных размеров прыгал в воду. Дом бабушки Бунина по материнской линии стоит как бы в обрамлении де- ревни. Она словно немного со стороны наблюдает за всем происходящим и пытается впитать в себя то, что являет- ся и её историей. Хотя уже давно нет здесь старых крестьянских домов: фа- шисты не пощадили эти места. Дожил до середины прошлого века старый барский сад, но потом и он ушёл в не- бытие. Местные девушки «разорили себе на свадьбы» и барскую ель, кото- рую неоднократно в своих произведе- ниях воспевал Бунин. Правда, два года назад на день рождения писателя дере- во вновь посадили, но пока оно с тру- дом приживается. – Дорога к Бунину трудна, – резюми- рует Светлана Александровна Сионо- ва. – Чтобы его понять, человек дол- жен обладать глубочайшими познани- ями в области русской и христианской культуры и литературы. Читатель Бу- нина – интеллектуал, и чем шире его кругозор, тем быстрее он сможет по- нять писателя. Чтобы приблизиться к пониманиюБунина, мы в студенческие годы много ходили по Ельцу, даже за- глядывали в окна. В одном из них я од- нажды впервые в своей жизни увидела иконостас. Меня это так потрясло! А ведь Бунин был глубоко православным человеком. Провожая его из Озёрок «в люди», отец и мать говорили, что ниче- го не могут ему дать, кроме нательного креста. «Только помни, что понурая голова и с рублём пропадёт», – напут- ствовали они его в дальнюю дорогу, ограждая от самого злейшего греха – уныния. Слово Бунина обладает запа- хом, потрясающей внутренней силой. На примере произведений Ивана Алексеевича я учу маленьких гимнази- стов «видеть» текст. Мы закрываем глаза и представляем себе, например, синеглазого мальчонку из рассказа «Подснежник». …Домой мы возвращались по другой дороге. Это уже места, связанные с муж- ской линией Буниных. Где-то в стороне остались разрушенные церкви, где из поколения в поколение Бунины венча- лись, обезличенные фамильные пого- сты, поля, просторы, небо и облака… «У каждого своя дорога к Бунину», – сказала намнапоследокСветланаАлек- сандровна Сионова… У нашей следую- щей героини она прошла через Слово. № 44 (114), 18 – 24 октября 2010 г. . . .как и мы По такой же узкой дороге Бунин приезжал домой. . . Михаилоархангельский храм в Ельце, с которым не сравнился для Бунина даже римский Собор Святого Петра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz