Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

36 общество О С Т Р Ы Й У Г О Л комментарии Фото Николая ЧЕРКАСОВА жизнь сквозь жалящее ушко войны. Они знали, что такое совесть, страх Божий (хотя и назывался он тогда по-другому), а главное – они пони- мали цену жизни и человеческих от- ношений. Отсюда и конфликт взрос- лых и детей настолько интеллиген- тен, поэтому и глаза тех учеников – чистые. А ведь в этом фильме тоже поднимались нешуточные и резкие для того времени вопросы. И учите- ля уже начали появляться малогра- мотные, призывающие учениц «не ложить зеркальце в парту», что как бы намекало на проникающий к нам буржуазный (читай, гламурный) об- раз жизни. Но если дети, несмотря на их конфликтность, всё-таки ещё не боялись влюбляться, то мир взрослых полон страха и неуверен- ности перед этим чувством, они бе- гут от ненужных или болезненных переживаний, предпочитая одино- кую раковину воспоминаний. Их воспитанники и дети всё это быстро поймут и откликнутся публичной сексуальной революцией на Западе и скрытой – на одной шестой части суши. По большому счёту опасная для жизни обстановка в подростковой среде порождена родителями. И именно во взрослом мире нужно ис- кать причину бедствия наших детей. Совсем недавно Патриарх Москов- ский и всея Руси Кирилл рассказал притчу о человеке, который подста- вил очень непрочнуюлестницу к вы- сокой стене и, преодолев множество опасностей, забрался на неё. Но в завершение восхождения понял, что выбрал не ту стену. Так патриарх и сравнил подростка с этой лестницей – юному человеку нужно на что-то опираться, но главное, чтобы опора была правильной и сильной, иначе, кроме разочарования, страха, а сле- довательно, и ответной агрессии, мы ничего не увидим. А опора ре- бёнку – только взрослый, у которого он учится и хо- рошему, и плохому, так как не имеет собственно- го опыта. Так что же нам пенять на подростковую цивилизацию, коль своя нечиста и нечестна!.. Никто, кроме подростка, в организме которого бунтуют гормоны и пере- страивается система цен- ностей, не знает какова жизнь на са- мом деле. Никто, кроме подростка, предоставленного самому себе, не догадывается, какова на самом деле изнанка жизни. Ведь именно в этом возрасте дети по-настоящему, обна- жённо, божественно честны! И пусть не все они могут говорить вслух о наших, взрослых просчётах, но показать их нам они не преми- нут. Каждый наш промах, ложь, лю- бую попытку приспособленчества подростки фиксируют, кто-то идёт при этом на открытый конфликт, кто-то замыкается и уходит к экс- тремистам или эмо, кто-то впервые пробует алкоголь или наркотики, а кто-то и вовсе шагает в окно… Вспомните, как насыщена школьная жизнь эмоциями, крайностями и идеалами. И как последние ломают- ся под тяжестью правил и понятий взрослой жизни. Подростковый возраст – это трам- плин, оттолкнувшись от которого кто-то летит вверх, а кто-то катится вниз. И здесь в большей степени обе- регом должен выступить родитель. Иначе… Какие бы эмоции сериальная псев- доримлянка не хотела вызвать у зрителей, ей удалось, во-первых, хоть как-то взбудоражить усыплён- ных «Папиными дочками» телезри- телей, а во-вторых, поселить лично во мне страх. Потому что, будучи подростком, я никого и ничего не боялась, а теперь, став матерью, по- нимаю, что оказалась обнажена и обезоружена... Быть может, именно это и ценно в сериале. Хотя его ше- стидесятисерийный формат намека- ет на то, что автор сама не знает, за- чем она всё это затеяла. Потому что длительное смакование порока не говорит о желании его исповедо- вать, а лишь, как минимум, – об экс- травагантности, а как максимум – о психической патологии… . –В сериале «Школа» демонстрируется только неправильная модель поведения подростка. Мне кажется неверным, что в фильме отражены лишь негативные стороны школьной и подростковой жизни. Если даже допустить, что подобная школа где-то существует, то там всё равно должна вестись определённая работа как педагогами, так и инспекторами по делам несовершеннолетних. А в сериале дети предоставлены сами себе. Мы работаем в наших, липецких школах, и я ни разу не сталкивалась с подобными фактами, например в отношении к учителям. Я училась в Краснодарском крае, и учителя у нас пользовались авторитетом. Школу я закончила более десяти лет назад, но даже в то непростое время такого беспредела не было. В фильме показаны отчасти те дети, с которыми мы имеем дело, трудные подростки. Но на нашу работу с ними там даже намёка нет. А в моей практике, например, была неблагополучная семья, в которой и отец, и мать пили, но мальчик хорошо учился в школе, да ещё и подрабатывал, разносил газеты, и обеспечивал всю семью. Ещё один пример: у нас на учёте стояла семья, где одинокая мама, воспитывавшая дочку, много пила. Мы собирали материалы на лишение её родительских прав. Суд решил дать ей последний шанс. Женщина бросила пить, трудоустроилась, девочка начала без проблем посещать школу. То есть совместными усилиями мы ситуацию исправили, но до сих пор держим её на контроле. Конечно, в сериале можно увидеть и хорошие моменты, на которые родителям следует обратить внимание. Например, не стоит лгать ни детям, ни друг другу, что за измену приходится расплачиваться в буквальном смысле этого слова. Но, повторяю, эпизодов, которые несут хоть какие-то воспитательные моменты, в фильме мало. Когда мы делились мнениями о «Школе» с сотрудниками, то выяснилось, что многие из них сериал не смотрят, да их дети тоже не стали поклонниками этого фильма. Оксана Анатольевна МИШХОЖЕВА, старший инспектор ОДН ОУУМ и ПДН УВД по городу Липецку Всё не так, как в жизни Кадр из сериала “Школа”. Фото с сайта 1tv.ru № 4–5(074–075), 1–7 февраля 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz