Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
43 культура К Л А С С И К № 39 (109), 13 – 19 сентября 2010 г. есть и сейчас, был он и во времена Тол- стого – с гардинами, золотыми канде- лябрами да ежемесячным жалованием. О чём спектакль? Вроде бы всё доволь- но просто: ну свалился человек со стре- мянки, ну заболел, ну умирает... Да, ко- нец неизбежен: родным жалко – уми- рающему жалко себя ещё больше. По- чему же в этой, в общем-то, тривиаль- ной ситуации возникает такой мощный катаклизм, надлом, вихрь? В этом-то и есть тайна Толстого. Он заставляет пройти персонажа через чудовищные испытания, разрывая его изнутри, что- бы стало очевидным: вся жизнь – ложь и обман. Видеть смысл её во внешнем благополучии, приличии и пристойно- сти, положении в обществе, материаль- ных благах – ситуация тупиковая. Ког- да на пороге появляется смерть, возни- кает вопрос: зачем всё это нужно? Про- зрение оказывается запоздалым и от- того ещё более страшным. Толстой заложил в «Смерть Ивана Ильича» фундаментальную мысль. Че- ловек рождается дважды: один раз – физически, второй, если Бог даст, – ду- ховно. И как раз-таки рождение духов- ное даётся очень трудно. Иван Ильич начинает перерождаться, когда проис- ходит умирание его внешней оболочки. Тело угасает, и появляется духовный план. Тут и выясняется: духовной жизни-то и не было. Момент осозна- ния этого является стартом существо- вания нового, духовного. Как только Иван Ильич находит в себе силы при- знаться: «Да, моя жизнь была ошиб- кой, иллюзией», – вскрывается обман материального бытия. И появляется свет, и смерти больше нет, и приходит бессмертие души. Но это не жизнь по- сле смерти, когда ты начинаешь видеть своё тело со стороны. У Толстого мысль звучит иначе, и в спектакле она, кстати, передана несколько неточно. Душа в повести не покидает тело Ивана Ильи- ча. Он умирает в сознании. Когда над ним говорят: «Кончено, кончено», – это кончилась жизнь. Но Иван Ильич, улыбаясь, понимает: «Нет, кончена смерть. Смерти больше нет». Смерть – это когда он душил себя, обманывал себя и других, шёл не туда. Осознавая это, в конце концов, главный герой об- ретает новую, истинную жизнь. Постановщик спектакля Сергей Бо- бровский выглядит буквально пере- полненным впечатлениями от премье- ры и духом философии Толстого, про- питавшего «Театральные встречи» буквально насквозь. Бобровский рас- суждает о постановке. В целом он до- волен работой актёров и реакцией пу- блики. Но главное для него даже не «Смерть Ивана Ильича», работать над которой ему пришлось несколько ме- сяцев. Сергей Александрович подво- дит самый важный итог фестиваля. – Нынешние театральные встречи стали очень полезным опытом лично для меня, опытом движения в направ- лении Льва Николаевича Толстого. Это одновременно и предельно цель- ная, и максимально противоречивая личность. Его пример может подска- зать всем нам – куда стремиться, где тот путь к свободе, который все мы ищем. В своей философии, творчестве классик как никто другой сумел сфор- мулировать так необходимые всем от- веты. И прежде всего потому, что об- ращал все насущные для человечества вопросы к самому себе. Через призму его личности я пытаюсь найти тро- пинку к истине, выход на стезю само- совершенствования. Поэтому в опре- делении неких моральных ориенти- ров первостепенное значение Толстой имеет для всех участников театраль- ных встреч, нежели для театра в це- лом. Под знаком Льва Николаевича мы занимаемся полезным и нужным делом – для каждой души, которая ищет. . Роман ХОМУТСКИЙ, Павел ОСТРЯКОВ (фото) Прошлая весна возвращается нынешней осенью Традиционно новый сезон Центр изобразительных искусств начинает в сентябре с экспозиции заслуженного художника России Евгения Сальникова. Своё трёхлетие галерея отпраздновала свежей выставкой уважаемого липецкого живописца, чей день рождения (кто бы мог подумать?) пришёлся на ту же самую дату – 15 сентября П раздничности событию придало даже не столько количество собравшихся гостей, сколько сами экспонаты, целиком и полностью поглотившие зал. Евгений Павлович, с чьим именем неразрывно связана история создания Центра, решил не размениваться по мелочам и показал сразу более сотни своих работ. Практически все они написаны в течение последней пары лет. По словам директора и автора экспозиции Татьяны Нечаевой, развешивать произведения Сальникова – сплошное удовольствие. Благодаря своему неповторимому сочному, яркому, жизнелюбивому, щедрому и немного неземному колориту картины уживаются рядом друг с другом практически в любых сочетаниях. Создавая при этом не цветовую «угадайку», красочное месиво, а гармоничный, обволакивающий зрение богатством фантастических оттенков мираж. – Я рисую легко, – улыбается своими ребяческими глазами семидесятитрёхлетний автор. – Иногда, даже безответственно, но от этого, должно быть, полотна и получаются такими, какими вы их видите. Есть и ещё один профессиональный секрет. Сейчас осенью я тоже открываю свой новый сезон рисования. Но буду писать прошедшую весну, а в разгаре зимней стужи на холст лягут осенние мотивы. Мне необходимо время, чтобы увиденное, запомненное, понравившееся смогло обогатиться моей внутренней жизнью. Я много фантазирую и вижу спустя какой-то срок, как можно нарисовать тот или иной сюжет. Натура тяготит меня, делает своим рабом, я пугаюсь её. Копирование природы – это беспомощность. Поэтому я и держу такую дистанцию в три-четыре месяца. Но самое главное – моя внутренняя гармония. Встаю с утра – и радуюсь. Это даёт мне силы на творчество, на жизнь. Почувствую дисгармонию – уйду. В тайгу. А пока никуда не спешу. А вам, читатель, стоит поспешить – выставка новых работ Евгения Павловича Сальникова продлится до 17 октября. Не пропустите! вернисаж Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ Сергей БОБРОВСКИЙ: Нынешние театральные встречи стали очень полезным опытом лично для меня, опытом движения в направлении Льва Николаевича Толстого. Это одновременно и предельно цельная, и максимально противоречивая личность. Его пример может подсказать всем нам – куда двигаться, где тот путь к свободе, который все мы ищем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz