Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
42 культура К Л А С С И К кой бы сухой она ни казалась. – М оральная парадигма, которую через призму философии Толстого вы стреми- тесь заложить в учеников, ясна. Однако нет ли здесь противоречия, когда чело- век, сталкиваясь один на один с жесто- кой реальностью, понимает, что не всем его мечтам суждено сбыться и не все ста- нут звёздами? – В толстовских школах есть такая три- ада: золотая голова, золотое сердце, зо- лотые руки. Кому что дано, кого чем на- делил Бог. Икаждый нужен этойжизни. И это, безусловно, необходимо ценить. Хороший токарь, шофёр, врач – не ме- нее важен, чем говорящая голова в теле- визоре. Когда нам встречается доброде- тельный человек, мыже не лезем к нему сразу с вопросом: кто он по профессии и где он учился? Идея о счастье – основ- ная идея Льва Николаевича. Главная вещь, которая занимала его ум, – как сделать, чтобы люди не сердились друг на друга, не завидовали, ажили в гармо- нии. Надо радоваться жизни, солнцу, свету, каждому новому дню. Если ра- дость ушла, задумайтесь: почему она вас оставила? Жизнь – есть благо, и им надо наслаждаться, заботясь не только о себе и своих корыстных интересах, но и думая о том, зачем всё это нам дано. Жизнь и смерть на «Театральных встречах» Нашу с ВиталиемБорисовичем беседу в фойе Академического театра драмы прервал третий звонок, приглашавший многочисленных зрителей на церемо- нию открытия театрального сезона. Торжественная часть предваряла пре- мьерный показ «Смерти Ивана Ильи- ча» – спектакля по одноимённому про- изведению Льва Толстого в постановке главного режиссёра Сергея Бобровско- го. Международный фестиваль прини- мал гостей с 10 по 15 сентября. Лейтмо- тивом стало имя Льва Николаевича Толстого, хотя ранее прерогативу неиз- менно отдавали Чехову. В этом году от- мечается сто лет со дня кончины Льва Николаевича. Поэтому в единственном в мире театре, носящем имя Льва Тол- стого, решение относительно темы фе- стиваля было однозначным. Надо сказать, что многое из того, о чём упоминал Ремизов, очень переклика- лось со сценическим действом «Смерти Ивана Ильича». История, рассказан- ная за неполные два часа (для эпичного Бобровского просто-таки рекорд ско- рострельности!), выполнена в жанре комильфотной драмы. На сцене проти- воборствуют «приличная и приятная» жизнь и мучительная смерть. Заверша- ется действо кончиной главного героя. Но – торжествует жизнь. – С моей точки зрения, «Смерть Ивана Ильича», – продолжает уже после спек- такля Виталий Ремизов, – очень удач- ная постановка. Я впервые видел, что- бы в отношении толстовского материа- ла была избрана подобнаяформа, пусть она и не нова в мировой театральной практике. Текст изначально весьма сложен, и способ, избранный для пере- ложения повествовательной прозы на сценический язык, был избран замеча- тельный. Артисты взаимодействуют не только с помощью диалогических вы- сказываний, но и говорят от третьего лица, используя приём «отстранения». Благодаря этому многослойный и объ- ёмный текст лаконично уместился в рамки традиционного спектакля. С точки зрения интерпретации произве- дения, постановка годится практиче- ски для любой категории публики, по- сыл будет понятен и ребёнку, и старику. Более внимательный и подготовлен- ный зритель, конечно, сможет оценить и подспуднуюиронию, наслоение чело- веческих борений и интересов внутри контекста. Актёрам оказалось вполне по силам передать всю широту оттен- ков. С другой стороны, известное «осо- временивание», выраженное во введе- нии технологических новшеств, музы- ки, танцев нашего века в фактуру сто- летней давности, видится вполне оправданным и стиля не разрушает (мобильный телефон у священника, ноутбуки и современные светские пла- тья у прочих персонажей…). Но ведь вокруг нас сегодня всё так и есть! Так почему бы подобным образом не свя- зать эпохи, делая более глубокие пота- ённые смыслы классического произве- дения понятными для нынешнего зри- теля? Суть одна! И запоминается в ито- ге не ноутбук, а что за всем этим стоит! А именно – жизнь вещей, которые ста- новятся в метафорическом смысле важнее человеческой души. Вещизм № 39 (109), 13 – 19 сентября 2010 г. Виталий РЕМИЗОВ: С моей точки зрения, «Смерть Ивана Ильича» – очень удачная постановка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz