Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

41 культура К Л А С С И К минкой стал почти полуторачасовой фильм, снятый и смонтированный под руководством директора Государствен- ного музея Толстого Виталия Борисови- ча Ремизова. Переходя из зала в зал, по- сетители смогут прожить целую жизнь, умещённую в кинокартину. Каждый эпизод предназначен для конкретного зала, где все экспонаты организованы в соответствии с экранным зрелищем. Фактически видеосопровождение заме- няет экскурсовода, лента сама как бы прокладывает маршрут из помещения в помещение, следуя за биографией Льва Николаевича. Такая форма проведения экскурсии – новое слово в музейном деле. Создано целое действо, повеству- ющее об Астапово, и фильм – лишь часть целого. «Говорящая» выставка, кино-музейная сага – так называют ав- торы экспозиции своё детище. Перерождение духа по-толстовски «Выход из состояния неведения знаме- нует собой рождение духа человека» – так полагал Лев Николаевич. И весь путь личности, начиная с прихода в этот мир, есть поиск ответа на вопрос: как жить в гармонии с духом? Об этом мы рассуждаем с Виталием Борисо- вичем Ремизовым , крупнейшим спе- циалистом по Толстому, директором Государственного музея его имени . –Толстой говорил, что заповеди– лишь идеал, которому стоит следовать, но практически не достижимый в жизни. Но идти к идеалу нужно. Причём про- цесс этот должен носить индивидуаль- ный характер. Ведь известно, как сам Лев Николаевич относился к колониям «толстовцев», то есть тех, кто пропаган- дировал образ бытия, сформулирован- ный писателем: опрощение, вегетари- анство, непротивление злу насилием… Любая форма коллективного объеди- нения, считал классик, отнимает свобо- ду выбора, личностную свободу. – Получается, что в идеях Толстого обна- руживается изрядно от воззрений анар- хистов, не так ли? – Если понимать анархизм вульгарно, как философию вседозволенности, то этого как раз здесь нет вовсе. Но если мы рассуждаем относительно позиции Льва Николаевича, то стоит заметить: анархизм очень близок христианству. Ощущать себя свободным, прежде все- го в следовании божественному началу, означает – возлюбить ближнего. Ибес- корыстно служить своим человеческим собратьям. Полезно обратиться к этой мысли именно сегодня, когда мы пыта- емся построить свободное общество. Особенно – молодёжи, ищущей само- определения и своего места. – Тем более что популярнейший совре- менный молодёжный писатель Виктор Пелевин делает героем последнего рома- на именно графа Толстого. Это свидетель- ствует об актуальности его наследия с точки зрения сегодняшнего дня. – Совершенно справедливо! Мне нра- вится взгляд Пелевина, который под очень необычным углом представил фигуру классика. Неразумно относить- ся к Толстому как к застывшей иконе. Ведь он всегда был очень живой, всегда сам вершил революцию и в себе, и в умах других. Язык, которым общаются с человеком средства массовой инфор- мации, создаёт громадную дистанцию по отношению к непосредственному реципиенту, как будто речь всё время идёт о ком-то другом, а не о нас с вами. Толстой же, наоборот, призывал оттал- киваться от опыта человека и идти че- рез него к смыслу. Так ему представля- лось воспитание ребёнка. Мы же пред- почитаем навязывать готовые смыслы подрастающей личности: поучаем и всячески диктуем свою волю, посколь- ку считаем себя выше. Но Толстой вслед за Кантом повторял: в ребёнке есть все возможности. И прямая задача воспитателя – распознать неповтори- мость, пробудить внутренний чув- ственный опыт и из этого взять то, что сделает личность духовно стабильной. И, как следствие, – непобедимой. – Какие инструменты надлежит исполь- зовать для достижения того, о чём вы го- ворите? – Во главе всего – право каждого чело- века думать самостоятельно. Способ- ность, умение рассуждать независимо и является основой духовной составляю- щей личности. Я разработал школьный курс «Чаша жизни» для учащихся 1–5 классов, который опубликован и вот уже двадцать лет кряду преподаётся в толстовских школах. Мне он представ- ляется своего рода духовной таблицей Менделеева. Программа базируется на девяти лейтмотивах: «этот загадочный мир», «моя родина», «планета людей», «мировая русская культура», «час души», «наедине с собой», «моя семья», «жизнь и свобода», «ступени жизни – от рождения до смерти». Такой выбор не был случайным, а сформировался на основе вопросов ребят о том, что их волнует в возрасте от трёх до десяти– двенадцати лет. Когда наши дети спра- шивают о чём-либо, мы зачастую даже не знаем, как ответить. Например, я в своё время не нашёл способа вразуми- тельно объяснить четырёхлетней доче- ри, почему есть день и ночь. Поэтому и начинается «Чаша жизни» с толкова- ния устройства Вселенной, с Космоса. А во втором классе уже касаемся тем и со- всем непростых. Обращаемся, скажем, к притче о блудном сыне. Там есть абсо- лютно естественные чувства: раская- ние, прощение, зависть. Всё то же самое присуще в равной степени и ребёнку: он плачет, когда сожалеет о своём плохом поступке, в свою очередь прощая, когда несправедливость коснулась его, а если у кого-то игрушка лучше и ярче – жела- ет немедленно получить такую же. И поэтому серьёзная библейская притча понятна и близка, если идти от соб- ственного опыта маленького человека. Более старшим важно найти своё пред- назначение, правильно определить свой вектор. Как?Мечтыупятнадцати-,шест- надцатилетних грандиозные: кто-то хо- чет обрести себя в науке, кто-то в искус- стве, став знаменитым, кто-то желает виллу и яхту, а иной решил посвятить себя, скажем, ветеринарии. Князь Ан- дрей в «Войне и мире» – ради славы го- тов «переступить через мать и отца». Важно, чтобы, погрузившись в размыш- ления литературного героя, каждый смог определитьмеру того, чемон лично готов поступиться во имя достижения цели. И тогда текст Толстого перестаёт быть просто текстом, он становится вну- тренним достоянием. Так и в жизни: сызмальства необходимо научиться всю информацию пропускать через себя, ка- № 39 (109), 13 – 19 сентября 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz