Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
37 общество О П А С Н О ! № 39 (109), 13–19 сентября 2010 г. Действия и мысли – под контролем Чтобы контролировать поведение, мысли, эмоции адептов, в подобных организациях вводятся очень строгие правила и многочасовые ритуалы. Не- которые учения отличаются жёсткой дисциплиной, когда без разрешения руководителя нельзя совершать ни одно действие. А чтобы контролиро- вать поведение новичков, им позволя- ют общаться только с поборниками, могут даже навязать «группу прияте- лей», с которой нужно быть всегда вме- сте. Система поощрения и наказания – тоже из разряда «контролирующих» схем. Больше новых людей привёл, распространил религиозной литерату- ры – могут повысить в «должности». Ну а если напротив – подвергнут пу- бличной критике. А могут и наказать. Иногда очень жестоко. Также и доктрины таких учений носят жёсткий идеологизированный харак- тер. «Полутона» в ней не допускаются. Только «белое – чёрное», «хорошее – плохое», «мы – они». «Хорошее и бе- лое» – это, естественно всё, что связано с организацией. Остальное – плохое. Греховное. «Озорной» дух «спасённого» человека «Чувствуя потребность узнать что- то новое и необходимость изменить своюжизнь, я мучился, искал и, наконец, неожиданно на улице встретил людей, которые уверенно раздавали религиоз- ные брошюрки и говорили о Боге, о люб- ви, о счастливой жизни. Внутренне на- ходясь в состоянии поиска, я подумал, что нашёл именно то, чего мне не хва- тало – духовность, то есть что-то на- стоящее, искреннее. И я по приглаше- нию этих людей пошёл в один из домов культуры, где они собирались. Не скрою: там я сразу же был ошеломлен их улыб- ками, вниманием, радостью, и меня за- хватил этот… весёлый, я бы даже ска- зал «озорной» дух «спасённого» челове- ка…». Это из того же письма Андрея К. Его история подобна многим тысячам историй людей разных возрастов, по- павших под влияние улыбчивых и «за- ботливых» «проповедников». Людей, которые искали выход из сложнойжиз- ненной ситуации или устали от одино- чества, намучились с болезнями, соб- ственными или своих близких. – Казалось бы, почему не пойти в Пра- вославную церковь, помолиться, испо- ведаться, – рассуждает Константин Ко- мелев. – Но проблема в том, что чело- век здесь не находит того участия, того особого внимания к своей персоне. Ни- кто не кинется интересоваться: «У тебя, наверное, что-то случилось? Тебе нуж- на помощь?» А неформальные религи- озные конфессии действуют именно так – окружают любовью и заботой, и человек на такую лжеискренность лег- ко поддаётся. Сомнительные верования По оценкам экспертов, сегодня в нашей стране около 700 различных религиоз- ных организаций и движений, которые вовлекли в свою деятельность уже око- ло миллиона россиян. Вообще всякие лжеучения существовали в разные вре- мена. Привычно мы называли их «сек- тами». Это понятие трактуется как ре- лигиозная или нерелигиозная группа, имеющая свои учение и практику, от- личные от господствующей церкви или идеологии. Баптисты, адвентисты, пя- тидесятники, мормоны – эти названия у нас давно на слуху, а организации су- ществуют ещё с советских времён. Но численность их последователей в Рос- сии была незначительной. В начале девяностых годов прошлого века разного рода организации стали расти, как на дрожжах. Почва была благоприятная. Развал Союза, кризис, неразбериха. ВРоссиюустремились за- падные и американские «миссионеры», навязывающие православному люду доктрины евангелических церквей. Профессор Александр Дворкин, изуча- ющий российские «секты», говорил, что долгие десятилетия государствен- ной пропаганды атеизма заставили многих россиян искать ответы на ду- ховные вопросы вне религии. В тот период за день можно было не единожды столкнуться с религиозны- ми неформалами. Они совали в руки листовки, брошюры и журналы, пред- лагали купить какие-нибудь безделуш- ки или книги. Сейчас таких открытых проявлений адептыменьше себе позво- ляют. Но это не значит, что нет пробле- мы. Просто действовать они стали бо- лее тонко. – Многие помнят историю с судебным процессом в отношении Богородично- го центра, – рассказывает Алексей Душкин. – Приехали некие люди и устроили с виду безобидную выставку «Соловки – вторая Голгофа». А тут как раз у старшеклассников по истории тема сталинских репрессий. Они и пришли на выставку. В ходе лекции не- которые дети почувствовали себя пло- хо, а когда пришли домой, родители за- метили, что с ними что-то неладное творится. К нам поступила информа- ция, что там людей одурманивают. Провели оперативные мероприятия с УФСБ и прокуратурой, собрали мате- риалы на лиц, устроивших выставку, и направили дело в суд. Правда, отдела- лись «сектанты» лишь штрафом. Что касается религиозной литературы… Не так давно в Долгоруковский район по- жаловали миссионеры церкви «Свиде- тели Иеговы» из Краснодара и распро- страняли среди местного населения журнал «Сторожевая башня». Литера- тура была изъята. Эксперты провели исследование и признали её экстре- мистской, то есть способствующей раз- жиганию ненависти и вражды. Были случаи распространения «Сторожевой башни» в Красном, Становом, Тербу- нах. Сегодня в нашей области зареги- стрировано 296 религиозных органи- заций, в том числе одна мусульманская и 40 – неправославных. За ширмой духовности Когда человек попадает под влияние лжеучения и становится его последова- телем, это на самом деле большая беда. Сам он, конечно, этого не осознаёт, по- тому что пребывает в состоянии, по- добном эйфории. Ему кажется, что он нашёл своё «счастье», у него много дру- Оккультные секты (учение New Age, или Новая эра) ставят своей задачей развитие у человека паранормальных и экстрасенсорных способностей. Это – кришнаизм, йогические практики, в том числе сахаджа-йога, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, «живая этика» (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта П. Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр «Дианетика», «нарконон», «криминон»), «Академия фронтальных проблем» («Академия Золотова»), неоязыческий центр «Юнивер», «Троянова тропа»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz