Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

у же воспользовались более 14 исследо- вателей, работающих в металлургии, строительстве, других областях науки. – Глава Роснано не был доволен их уров- нем, заявив, что он ожидал от региона большего. Как вы полагаете, почему? – Потому что Чубайс хотел иметь дело с готовыми бизнес-проектами, которые оставалось лишь профинансировать. Но, увы, человек, занимающийся фун- даментальными научными исследова- ниями, не всегда способен заниматься их внедрением. Для этого требуются не столько исследователи, сколько пред- приниматели. А может быть, и исследо- ватели с предпринимательскими на- клонностями, но таких, увы, сегодня не очень много. – Как, видимо, и студентов, готовых не просто отбывать время в вузе, но и дей- ствительно работать? – Есть и эта проблема. В прошлом году мы вынуждены были отчислить четы- рёх студентов 2 курса из 15. Очень много. Страшно не хотелось этого де- лать. Но и выбора не было. Не тянуть же недобросовестного студента до ди- плома? Да и кому нужен недоучка с ди- пломом? – Может быть, у нас слишком много мест для студентов? – Может быть. Но не в Липецке. Техна- ри нужны, но эти специальности не очень популярны. Зарплата на предпри- ятиях маленькая. – Ну а в вузах? Насколько престижна се- годня научная работа? – Совершенно непрестижна, если исхо- дить из ценностей, старательно навязы- ваемых публике телевидением. Пре- стиж, в понимании дежурных шоу- менов, – это деньги. – А в понимании выпускников? – Несколько человек мы не смогли при- нять в аспирантуру. Словом, наука при- влекает молодых. Однако не всех она способна удержать. Но это уже не вина науки… Не может, не вправе государ- ство, делающее ставку на инновации, так низко оценивать труд исследовате- лей. – Как известно, высшая школа за грани- цей неплохо зарабатывает, выполняя за- казы корпораций. Что мешает нашим ву- зам делать то же самое? Почему россий- ская вузовская наука не идёт ни в какое сравнение с западной, и в частности с американской? – Там принципиально иная организа- ция науки . Там не т научно- исследовательских институтов. Есть ка- федры, лаборатории, преподаватели и научные сотрудники. Преподаватель в Европе и Америке – одновременно и действующий исследователь, часто привлекающий студентов к своим ис- следованиям. У нас же вузы, и прежде всего периферийные, действуют как об- разовательные структуры. Наука для них – продукт побочный. – Мне кажется, создание Роснано многое изменило. И принципиально. Сегодня вузы воспылали редкостной любовью к нанотехнологиям и, если верить их руко- водителям, добились фантастических ре- зультатов. – Не спешите верить. Вся эта термино- логия часто притянута за уши. Чтобы примазаться, чтобы получить миллио- ны на исследования и производство на- номатериалов. – А что такое знаменитый нанофильтр Петрика, будто бы легко превращающий сточную воду в артезианскую? – Такой же кот в мешке, как и масса дру- гих конъюнктурных изобретений. По этой причине я и стараюсь обходиться без трескучей нанотерминологии: в массе случаев за ней ничего не стоит. Мы предпочитаем говорить о нано- структурированных покрытиях и нано- частицах, которые получали и получа- ем и которые готовы продемонстриро- вать экспертам. – Остается только найти им более широ- кое применение. – И оно вполне возможно. Нам нужен прибор. Дешёвый, технологичный. Се- годня у нас есть самодельный, но он должен легко воспроизводиться и быть допущенным к производству. Нужны специалисты в области электроники и приборостроения, которые бы заня- лись всем этим. – Почему бы не пригласить автора само- делки? – Пытались. И не только мы. Один мо- сковский профессор хотел даже органи- зовать её производство. Разыскал изо- бретателя. «А мне это уже не нужно», – ответил тот. Да и действительно, зачем преуспевающему бизнесмену какая-то установка и какая-то наука? . Виктор СТРАХОВ, Павел ОСТРЯКОВ (фото) 23 экономика Н А Н О № 39 (109), 13–19 сентября 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz