Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
50 17 сентября 18 сентября 19 сентября 20 сентября 21 сентября Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь В подготовке материалов использован сборник «События и даты липецкого края» на 2010 год и книга «Славные имена земли липецкой» 18 95 год. В Усмани родился учёный- ботаник Сергей Олимпиевич Илличевский. Вскоре после этого события семья пере- ехала в Полтаву. С 1914 по 1917 год он учился на естественном отделении физико- математического факультета Киевского университета. В 1923 году он окончил естественное отделение Полтавского института народного образования. Работал сотрудником Полтавского краеведческого музея (1918), агрономом Полтавской сельскохозяйственной станции (1919–1925), ботаником в заповеднике Аскания-Нова (1932–1933), затем, по 1936 год, – в Черноморском заповеднике. После Великой Отечественной войны работал старшим научным сотрудником Киевского ботанического сада АН УССР. В 1949 года – вновь в Аскании-Нова, с 1955 по 1959 год – в дендропарке Софиевка. Профессор, кандидат биологических наук. Автор свыше 80 научных работ. 1841 год. В программу деятельности Лебедянского скако- вого общества включены испытания возовых лошадей. Впервые в России положено начало регулярным соревнованиям лошадей тяжеловозных пород. 1867 год. Родился Ми- хаил Михайлович Орлов (1867–1942), лесовод, заслу- женный деятель науки и тех- ники РСФСР, один из первых в стране Героев Социалистиче- ского Труда, уроженец Ельца. Профессора Михаила Михай- ловича Орлова считают обще- признанным корифеем отече- ственного лесоводства, в зна- чительной мере определив- шим его развитие в XX столе- тии. Он получил признание и славу в царской России, пережил лихолетье 1914–1920 годов, поначалу был обласкан советской властью, затем ею же побит – жизнь его закончилась трагически. Долгие годы имя Орлова пребывало в забвении. Родился Михаил Орлов в Ельце Орловской губернии, в небогатой многодетной семье титулярного советника, рано потерявшей отца и кормильца. В 1884 году Орлов бле- стяще окончил Орловское реальное училище. При этом уже с 5 класса реального училища ради помощи семье он вынужден был зарабаты- вать репетиторством. В 1888 году М.М. Орлов закончил Санкт- Петербургский лесной институт со званием учёного лесовода I разряда. Следует отметить, что будущий крупный учёный-лесоустроитель и таксатор М.М. Орлов свою дипломную квалификационную работу выполнил на лесокультурную тему: «Исторический очерк искусственного лесовозращения в России». Так начался его путь в большую науку … М.М. Орлов был одним из тех выдающихся профессоров, которые высоко подняли авторитет Лесного института в мировой лесной науке. 1847 год. Прошло первое заседание Лебедянского общества сельского хозяйства во время Покровской ярмарки. Общество образовали помещики нескольких губерний Центральной России для обмена передовыми методами ведения хозяйства. Инициатором создания общества и его бессменным президентом был данковский помещик Николай Петрович Шишков. 1860 год. Один из основоположников славянофильства, фи- лософ, писатель и поэт Алексей Степанович Хомяков за два дня до смерти последний раз побывал в Лебедяни. В своём учении Хомяков предлагал обществу интегрироваться в Церковь, ото- ждествиться с ней. Именно тогда и произойдёт коренное и суще- ственное преобразование самого общественного устройства, счи- тал он. В своих работах Хомяков писал не о Церкви и обществе вообще, но о национальных церквях (которые есть видимые про- явления невидимого Тела Христова) и о национальных обществах. В применении к России он говорил о Русской Церкви и русском народе. 14 сентября (вт.) – Начало индикта – цер- ковное новолетие. Нынешний день (по старому стилю 1 сентября) является нача- лом Церковного новолетия. 518 лет назад, в 1492 году, впервые на Руси с 1 сентября на- чал праздноваться Новый год, до этого он праздновался с 1 марта. С 1700 года Пётр I ввёл начало Нового года с 1 января, а лето- исчисление – от Рождества Христова, как было в большинстве европейских стран. Од- нако Православная Церковь продолжает с 1 сентября вести начало Церковного ново- летия, ведь уже 8 сентября (21 сентября по новому стилю) будет праздноваться Рожде- ство Пресвятой Богородицы (как известно, Успение Её уже отмечалось 28 августа). И сегодня во всех православных храмах бу- дет звучать приветствие Церковному но- волетию: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, венец лета благости Твоея, Господи, благослови сохра- няя в мире град Твой, молитвами Богороди- цы, и спаси ны». В народе с этого Семёна-дня, Семёна- летопроводца (в честь Преподобного Симе- она Столпника, отмечаемого Церковью) на- чиналась осень. Полевые работы в основ- ном заканчивались, и праздновалось Бабье лето, которое продолжается всего одну не- делю, до праздника Рождества Богородицы. Сегодня примечали: «Если бабий день бу- дет ясным, то вся осень выйдет тёплая и ве- дренная». Семёнов день считается счастли- вым, поэтому советовали справлять новосе- лье и свадьбы. Ведь с Семёна-дня до дня мч. и исп. Гурия (28 ноября, когда начало Рож- дественского поста) – свадебные недели. 17 сентября (пт.) – Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина», ко- торая является одним из вет- хозаветных прообразов, ука- завших на Богоматерь. Про- рок Моисей видел горевший в огне куст, но не сгоревший, как и Святая Дева рождает и пребывает Пречистою Девою. Сегодня на этом святом месте находится православный Си- найский монастырь вмч. Ека- терины, жизнь которого не прерывалась с VI века, а там, где впервые пророк увидел в Несгораемой Купине Бога, и ныне стоит и зеленеет терновый куст. Чудотворная икона находится и в Москве в церкви Неопалимой Купины в Хамовни- ках. Эта икона изображается в виде восьми- угольной звезды, состоящей из двух острых 4-угольников, в середине которых, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Пред- вечным Младенцем. В углах иконы – четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Ио- анна Богослова, а также Архангелы с теми символами, которые усваивает им церков- ное Предание. Празднование этому образу Божией Мате- ри установлено сегодня, ради памяти ны- нешним днём святого пророка и боговид- ца Моисея. Составитель Игорь СОРОКИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz