Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

45 гид В Е К ведены самые тщательные изыскания и наблюдения за проходом весенних вод, изучено строение и состав известняко- вого дна русла. На основании получен- ных результатов составили три проекта моста. Первый – каменный арочный мост в шесть пролётов. Следующий – мост на каменных опорах с деревянны- ми фермами. И наконец – мост на ка- менных опорах с верхней конструкци- ей из железных клёпаных ферм. И хотя все проекты впоследствии пришлось отклонить по финансовым соображе- ниям, от планов строительства нового моста лебедянцы так и не отказались. Земство проект утвердило Удачный опыт строительства железо- бетонных мостов в других уездах гу- бернии позволил вернуться к вопросу постройки моста в 1909 году. И уже в марте 1910 года новый проект железо- бетонного моста стоимостью 92500 ру- блей был утверждён губернским зем- ским собранием. Это была балочная конструкция с шестью пролётами по 20 и 25 метров длиной. Она опиралась на промежуточные опоры (быки) высо- той 7,7 метра, представлявшие собой армированные бетонные монолиты, оснащённые ледорезами. Подрядчи- ком строительства выступила саратов- ская строительная фирма «Инженер И.Г. Грингоф и Братъ», которая уже в первых числах мая 1910 года приступи- ла к забивке свай, рытью котлованов и закладке фундаментов. С конца мая до середины июля строи- тели занимались бетонированием бы- ков и кладкой устоев. Одновременно шла заготовка арматуры для верхней части, подготовка форм и другие вспо- могательные работы. Бетонирование моста закончилось к концу сентября. До конца года заас- фальтировали тротуары и про- езжую часть, установили пери- ла, забетонировали тумбы, произвели частичную штука- турку, разобрали формы. Для защиты моста от течения стре- мительной и многоводной по весне речки Городянки, чьи вводы вливаются в Дон рядом с мостом, насыпали струена- правляющую дамбу, укреплён- ную двойной мостовой из иво- вых кольев в плетнях. 20 и 21 декабря прошли комис- сионные испытания моста с участием специалистов фирмы и гу- бернского земства, среди которых был инженер Диамандиди. Испытания по- казали, что укладка на мосту почти по- луметрового (0,2 саж.) слоя камней приводит лишь к незначительному из- гибу балок. Движение по новому мосту было открыто. А весной 1912 года новый мост успешно выдержал первое серьёзное испытание природной ледовой стихией. После укрепления железных ледорезов мост, без каких-либо серьёзных ремонтов, продолжает и сегодня надёжно слу- жить городу. Жемчужина России По оценке специалистов, мост, постро- енный через реку Дон в Лебедяни, по своей конструкции, и по величине, и по смелости выполнения проекта стал «однимиз самых инте- ресных железобетон- ных мостов, построен- ных не только в Там- бовской губернии, но и вообще в России». С помощью простой ба- лочной конструкции удалось достичь вели- чины отдельных про- лётов в 25 метров. О таких пролётах строи- телям мостов всего несколько лет до этого приходилось только мечтать. Вместе с тем лебедянский мост имеет и другую малоизвестную особенность. Из-за неудобного расположения един- ственной городской переправы, стес- нённой старой мельничной плотиной с водоспуском под косым углом к руслу реки – с одной стороны, и впадением речки Городянки – с другой, конструк- № 38 (108), 6 – 12 сентября 2010 г. 1 00- летие моста стало поводом для издания сувенирного буклета, входящего в серию «Архитектурно- историческое наследие». Полиграфическое многоцветное издание подготовлено и выпущено энтузиастами информационно-краеведческого портала www.lebedyan.com С конца мая до середины июля 1910 года строители занимались бетонированием быков и кладкой устоев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz