Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
46 гид И С Т О Р И Я му заказу архитектор отнёсся очень се- рьезно.Место постройки усадьбыбыло выбрано на высоком берегу сухого оврага. А центром всего усадебного комплекса стал храм Знамения Пресвя- той Богородицы. Богатые декоратив- ные формы, многообразные причудли- вые элементы, белокаменные фронто- ны и карнизы, пилястры, ниши, арки и балконы делают храм торжественно- возвышенным, хотя в распоряжении Мастера были только красный кирпич и тёсаный белый камень. А фронтон над центральным входом он украсил шестиконечной звездой – масонским символом. Сществуют сведения, что архитектор за границей вступил в ма- сонскую ложу. Колокольня, так похо- жая на одну из башен Московского Кремля, стала напоминанием о неосу- ществлённом замысле. Возводилась церковь в период с 1768 по 1784 год, но во всех документах годом окончания строительства называется 1794. Церковь считается построенной после того, как её освятили. А творение Баженова целых десять лет было не освящено. Наличие на фасаде церкви масонского символа и необычная для России готическая архитектура – вот, по крайней мере, две причины, объяс- няющие столь долгое неприятие этого храма в лоно православия. Даже кладка церкви специальная, так называемая «готическая перевязь»: в первом ряду все кирпичи кладутся по длине боковой гранью, в следующем ряду на середину каждого «длинного» кирпича кладётся кирпич «короткой», торцовой стороной вперёд, а в проме- жутке между ними опять по длине. По- лучается, что по конфигурации «длин- ный» кирпич и два «коротких» сверху и снизу образуют крест. ...Из всего усадебного комплекса только цер- ковь и сохранилась. Её удалось восстановить почти в том виде, в ка- ком она была создана Баженовым. Подни- мешь голову – и кажет- ся, что вся её каменная громада легко движет- ся вверх, наглядно во- площая идею торже- ства человеческого духа над плотью. А ря- дом с храмом ещё уце- лели развалины родо- вой усыпальницы Та- тищевых. Чуть дальше — как будто с незаживающей раной в боку — стоит угловая башня бывшего дворца — тоже готическая. Не подда- лась она разрушению, выстояла, чтобы сохранить память о прошлом. …А тут последовал новый заказ импе- ратрицы, она приказала Баженову вы- строить для неё загородную резиден- цию под Москвой. Подобрали место – сельцо Чёрная Грязь, получившее но- вое название – Царицыно. Архитектор переехал сюда с семьёй. И десять лет, начиная с 1775 года, отсюда почти не отлучался, жил здесь, работал, каждый свой шаг сверяя с венценосной заказ- чицей. За это время здесь были возве- дены каменные мосты, Фигурные (Ви- ноградные) ворота с высоким порта- лом и двумя башнями по бокам, по- строен Большой царский дворец, «Оперный дом» — чтоб не скучала им- ператрица и слух свой услаждать могла музыкой, «Хлебный дом» – где главное место занимала кухня и специально об- ученные повара должны были готовить кушанья для царского стола, в саду жи- вописно расположились несколько па- вильонов. Ивезде – готические формы: стрельчатые арки, сложные оконные проёмы, соединённые с любимыми Ба- женовым белокаменными декоратив- ными деталями. Современники оцени- вали проект как первую попытку созда- ния национального русского стиля. Тем более что сам Баженов считал древне- русскую архитектуру разновидностью готической. Правда, Большой царский дворец архитектор создал в стиле клас- сицизма – не мог он иначе, поэтому и усложнил планировку и убранство вну- Развалины родовой усыпальницы Татищевых Из всего усадебного комплекса сохранились только церковь и угловая башня бывшего дворца Фото Альбины ТЕРСКИХ Фото Альбины ТЕРСКИХ № 37 (107), 30 августа – 5 сентября 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz