Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
45 гид И С Т О Р И Я тивший много лет изучению истории усадьбы, ссылается на воспоминания Николая Александровича Кожина, умершего в конце восьмидесятых годов прошлого века. Он утверждал, что у них дома хранился проект усадьбы и церкви с фамилией Баженова. Доку- менты были безвозвратно утеряны в 1918 году, когда дворец разграбили вос- ставшие крестьяне. ...Талант Баженова раскрылся рано. Его отец, служитель одного из московских соборов, не препятствовал увлечению сына рисованием, и уже с 13 лет маль- чик стал посещать архитектурные клас- сы князя Ухтомского. Получив пре- красную художественную подготовку, учился в гимназии при Московском университете, потом окончил Петер- бургскую Академию Художеств. И в 1760 году как один из лучших выпуск- ников был направлен в Париж, где ра- ботал под руководством профессора де Вальи. В 1762 году талантливый юноша совершенствовал своё мастерство в Италии. В то время он не мог не увлечь- ся готикой – архитектурным стилем, господствовавшим в Европе. Стрельча- тые арки и своды, обилие каменной резьбы и скульптурных украшений, ви- тражи, преобладание вертикальных, утончающихся кверху архитектурных форм – вот характерные черты готики, навсегда по- корившие сердце Бажено- ва. Ещё не достигнув 30-летия, Баженов стал действитель- ным членом Флорентий- ской, Климентинской, Бо- лонской академий. Ему предложили должность профессора в знаменитой Академии Святого Луки в Риме. Молодому зодчему сулили блестящее европей- ское будущее, тем более что он ещё в гимназии отлично говорил по-французски и по-итальянски. Но Баже- нов хотел, чтобы его творе- ния прославили родную землю, а потому, обласкан- ный западными коллегами, вернулся в Россию. И сразу же получил свой первый большой заказ – построить храм в одном из Подмо- сковных имений. Эта цер- ковь дожила до наших дней – разграбленная ещё в годы революции, зияющая пустыми глазни- цами окон, с ранами отбитойштукатур- ки, полуразрушенная... Но в настоящее время она восстанавливается. И часть средств на её восстановление выделяет певец Николай Растор- гуев – в память об одном из своих предков, кото- рый был священнослу- жителем в этом храме. Юный русский гений уже в первом своём тво- рении начал воплощать достижения европей- ских мастеров, перенёс готику на русскую почву. Устремились в небо де- коративные башенки (пинакли), увенчанные остроконечными пира- мидками . Витражи узких стрельчатых окон, играющие разноцвет- ными узорами в солнеч- ных лучах, остроконеч- ные ниши порталов, торжественно нависшие над массивными дверя- ми, – всё напоминало шедевры зрелой, «пла- менеющей» готики! Только алтарная часть – круглая, массивная, похожая на ниж- ний этаж средневекового феодального замка... Но Академический совет Петербург- ской академии художеств не торопился предложить молодому талантливому зодчему профессорскую должность. И хотя формальных поводов для отказа не было, профессорской кафедры он так и не получил. А тут Екатерина Вто- рая задумала привести в порядок об- ветшалыйКремль – и академик был ко- мандирован в Москву. Реконструкцию сердца Москвы Баженов рассматривал как подвиг жизни. «Хочу, чтоб мой дво- рец был всей России виден», – говорил друзьям Баженов. Но через шесть лет кропотливой работы архитектора над проектом (1767–1773 годы) у Екатери- ны Второй изменилось настроение и она повелела: «Стройку прекратить!». То ли не осилить было российскому бюджету стоимость небывалого строи- тельства, то ли побоялась императрица возвышения бывшего «стольного гра- да» Москвы, то ли просто надоела им- ператрице эта игрушка... В это трудное для Баженова время, ско- рее всего, и пригласил знаменитого ар- хитектора князь Яков Афанасьевич Та- тищев в российскую глубинку, где он мог вольно воплощать свои замыслы. Нужно было построить большой уса- дебный комплекс. Видно, что к данно- Внутреннее убранство Знаменской церкви Фото Альбины ТЕРСКИХ Фото Альбины ТЕРСКИХ № 37 (107), 30 августа – 5 сентября 2010 г. Будто с незаживающей раной в боку стоит одиноко готическая башня: всё, что осталось от бывшего дворца
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz