Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

44 культура В Ы С ТА В К А № 36 (106), 23–29 августа 2010 г. шюра монахини Юлиании Соколовой. Если в древних «пособиях» было много непонятного (непривыч- ная система мер, не всегда ясные обороты), то у Соко- ловой совершенно доступ- ным языком пошагово описан процесс создания иконы: последователь- ность обработки, техноло- гия изготовления красок, прорези и так далее. К сло- ву, Юлиания Соколова зна- менита тем, что основала иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Сейчас там целаяшкола. Мне до- велось понаблюдать, как работают в Лавре. За основу, в качестве канона бе- рутся старинные музейные иконы. С них создаются копии. Однако копии отличаются, как бы ни старался творец приблизить- ся к оригиналу. Дело в том, что каждый искусник всё рав- но привносит в канон своё. Как раньше Рублёв или Дио- нисий. Казалось бы, техника одна и та же, но духовное по- нимание образа заложено в самом человеке. Стоит упомя- нуть, что у канона много раз- новидностей. Ранняя, поздняя Визан- тия – отличаются, как и домонгольский и послемонгольский периоды на Руси. Новгородская, ярославская, псковская школы – каждая со своей спецификой. Я являюсь приверженцем византий- ской традиции. Благо, сейчас при со- временном развитии информацион- ных технологий и многообразии до- ступной литературы изучать, подби- рать образцы стало значительно про- ще. Но стиль при создании, например, целого иконостаса приходится дораба- тывать. Если бездумно подобрать про- тотипы и скопировать их, а потом со- вместить, получится неуместная эклек- тичность. Одна из наиболее сложных задач – приводить произведения раз- ных авторов ишкол к одному стилисти- ческому знаменателю. Прежде чем приступить к работе, делаю эскизы, проекты, макеты, утверждаю их с вла- дыками. К тому же иконы должны со- ответствовать настенной росписи хра- ма, иметь единое стилистическое реше- ние. Считаю, что в Липецке, да и на вы- ставке можно встретить действительно достойные образцы, и некоторые наши мастера находятся на очень впечатляю- щем уровне. Храмы России Одним из участников выставки стал мой кол- лега – фотокорреспон- дент Николай Черка- сов. Николай запечатле- вает окружающий мир не только с помощью фотокамеры, но и гра- фическими средствами. И делает это профессио- нально: Черкасов – член Союза художников Рос- сии. Работы Николая, представленные на выставке, как нельзя лучше соответ- ствуют её настроению. Тем более что автор и сам отнюдь не чужд религиоз- ной темы в своём творчестве. «Я представил на выставку три графи- ческие работы из серии «Храмы Рос- сии»: «Суздаль», «Боголюбово. Зима» и «Ураган прошёл». Они были сделаны в разные периоды в промежутке между 1998 и 2004 годами. Имеется ещё це- лый ряд графических листов, которые вполне подходят по тематике, в том числе и посвящённых задонскому краю, но они являются частью пере- движной постоянно действующей экс- позиции, вот уже более года путеше- ствующей по Липецкой области. Пра- вославие – один из тех мотивов, кото- рые постоянно присутствуют в моём творчестве. Я верующий человек, поэ- тому духовность считаю для себя од- ним из приоритетных направлений. Через призму вечных вещей инициали- зируется мой личностный способ ми- ровосприятия, что чрезвычайно важно для меня не только как художника, но и как человека. Вообще, объяснить при- роду творческого про- цесса способен только сам Бог. Я понимаю это только на уровне за- мысла, интуитивно. То, что получается, логиче- скому анализу подвер- гнуть практически не- возможно. Когда бы по службе ни появлялась возможность отпра- виться в командировку по православным ме- стам, я всегда старался её использовать. Так и стали появляться про- изведения, переклика- ющиеся с православием. Иногда что-то зарисовывал, а не успевал зарисовать – фотографировал. Потом домысливал, развивал композицию. Многому учил- ся у своего наставника художника Ста- нислава Никиреева, у других авторов. Стены задонского Богородицкого муж- ского монастыря впервые зарисовал ещё в 1988 году, прежде чем занялся православной темой всерьёз. В ту пору обитель не относилась к церкви, там был консервный завод. До передачи в Епархию там царило настоящее разо- рение, упадок. Картинки запечатлели стагнацию, скорбь. Но такие элементы, как, например, старинные резные две- ри, какие-то сохранившиеся орнамен- ты, не могли не обратить на себя вни- мание. Сегодня можно сказать, что для создания того образа обители, который мы видим на старых фотографиях, сде- лано очень многое. И велик вклад в это благое дело простых верующих. Ведь в вере люди находят спасение от мирской суеты, находят то, к чему стремятся в помыслах, обретают себя. Неожиданно и приятно было обнару- жить в экспозиции не только произве- дения искусства, но и предметы цер- ковного обихода, религиозные релик- вии. Изумительные книги разных ве- ков, распятия. Вне всякого сомнения, выставку оценят не только искусство- веды, историки и представители духо- венства. Даже человек, случайно по- павший туда, не уйдёт разочарован- ным. Ведь в известном смысле это, пре- жде всего, стимул соприкоснуться с вы- соким, толчок к внутреннему диалогу. Допускаю, что такая экспозиция может стать для кого-то первым шагом к об- ретению веры». . Роман Хомутский Фоторепродукции Николая ЧЕРКАСОВА Николай Черкасов «Суздаль». 2001 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz