Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

43 культура В Ы С ТА В К А не упомянуть старинные иконы, приве- зённые из чаплыгинского музея, кото- рые в Липецке показывают впервые. С точки зрения художественной ценно- сти они представляют собой исключи- тельный интерес. Есть и современная икона. Художникам, занимающимся храмовым искусством, полезно будет оценить представленный материал и сравнить то, как делали раньше, с со- временными экземплярами. В частно- сти, можно выделить работы елецких мастеров супругов Марченко. Семейная иконопись СемьяМарченко в полном составе за- нимается храмовым искусством. Вла- димиру Александровичу и Галине Михайловне охотно помогают их сын Сергей и дочь Мария: и храмы вместе оформляли, и иконы писали . Марченко-старший очень трепетно от- носится к своему делу. Работа над ико- ной требует чистоты души и помыслов. После службы в армии Владимир по- ступил в Чебоксарское специальное ху- дожественное училище. Получив спе- циальность преподавателя рисования и черчения, вернулся в Елец. Однажды его пригласили в Елецкий филиал Во- ронежской художественной мастерской. Так он и остался там, на целых тринадцать лет. И сейчас бы работал, если бы организацию не расформиро- вали. – Каков ты – такова и икона, – рассказывает художник. – Шлифуешь икону – шлифу- ешься сам. При написании её играет большую роль вну- тренний мир художника. Я занимаюсь иконописью уже около двух десятилетий. Вспо- минаю, когда только начинал, мне довелось расписывать и оформ- лять Храм иконы Елецкой Божьей Ма- тери. Наш город намеревался посетить Патриарх, но визит отменили. Работу принимал Владыка Мефодий. Он заин- тересовался и пригласил меня выпол- нить несколько заказов в Воронеж. Так, собственно, я и втянулся. До того мо- мента занимался живописью, графи- кой, плакатами. Трудился в липецком отделении Художественного фонда. Кстати, там я приобрёл ценный навык системного, профессионального под- хода ко всему, за что берусь, и это явля- ется существенным подспорьем в твор- честве. Придя в иконопись, пришлось забросить занятия всем остальным – банально не хватает времени. Зато по- путно развиваю смежные с иконой на- правления – создаю мозаику, пишу фрески по сырой штукатурке, разраба- тываю иконостасы. В храмовом искус- стве нет мелочей, необходимо обладать большим количеством специальных познаний, владеть техникой. Но самое важное – внутреннее состояние творца, его духовность. Собственно, и к глу- бинному пониманию религии, к вере я пришёл через свои иконы. Раньше это было мне, в общем-то, не близко. Когда батюшка попросил написать пророков, помню, задал ему вопрос: «А кто такие пророки?» Пришлось восполнять свою богословскую малограмотность. Те- перь, когда изображаю какого-либо святого, всегда обращаюсь к его жи- тию, читаю о нём. Постоянно обраща- юсь к Священному Писанию. А распи- сывать церковь без этого – вообще ни- куда! Ведь, по сути, святилище – Еван- гелие в картинках. Приходит на ум об- раз Троицы. А точнее – внутреннее убранство одного храма, целый ярус которого был посвящён Троице. Там чуть ли не в кинематографической хро- нологии воспроизводились библей- ские притчи, посвящённые трём анге- лам. Также стоит много внимания уделять тому, как ты пишешь. Чтобы прийти к пониманию техники, я проштудировал массу книг по византийскому искус- ству, древнерусских фолиантов. Но бо- лее всего мне помогла маленькая бро- № 36 (106), 23–29 августа 2010 г. Галина и Владимир Марченко. «Спас в силах». Икона Деисусного чина Евангелие Напрестольное. 1689 г. Москва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz