Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

42 культура В Ы С ТА В К А связанные с религией, являются важ- ными темами в творчестве художни- ков. Скульптурная фигура Тихона За- донского, выполненная скульптором Юрием Гришко, подчёркивает аскетич- ность святого. КомпозицияАлександра Вагнера «Врата» призывает к размыш- лениям о скоротечности земнойжизни. Православные храмы, органично впи- санные в природный и городской ланд- шафт, давно стали символической ча- стью русского пейзажа. Задонск явля- ется местом паломничества и для ху- дожников. Выразительный образ от- крытой небу площади с устремлённой ввысь церковью передал Александр Сорочкин. Андрей Удодов бережно за- печатлел сюжеты из жизни Задонского монастыря. Ещё недавно в картинах фигурировали заброшенные строения. Сегодня в пейзажах сияют купола вос- ставших из руин церквей. Сохранилась на Руси и традиция ико- нописи. Деисусный чин и икона «Елец- кая Божья Матерь» вдохновенно ис- полнены художниками Владимиром и Галиной Марченко. Основываясь на традиции, Ольга Кирина создаёт иконы из бересты, материала живого и тёпло- го. Отличаются тонкостью рельефные иконы Эльвиры Вознесенской, выпол- ненные в дереве . Творче с тво художников-любителей и народных мастеров демонстрирует подъём инте- реса к православию. Вышитые крестом и бисером иконы, распятия, пасхаль- ные яйца – эти предметы сделаны с удивительной искренностью. Особенная выставка Созданием экспозиции, приуроченной к такому важному для липецкой земли празднику и визи- ту Патриарха Всея Руси, который, к сожалению, так и не успел посетить выставочный зал, зани- мался председатель ли- пецкой организации Союза художников РФ скульптор Александр Вагнер. Для него, про- шедшего через сотни и сотни выставок, эта, по его собственному признанию, стала особенной. – На выставком было представлено множество работ, – говорит Александр Евгеньевич – Здесь есть и живописные картины, и графические листы, и скуль- птура. Однако в экспозицию попали, к сожалению, не все. Пространство вы- строилось не вполне обычным для ху- дожественной выставки образом: особ- няком встали предметы культа, при- кладное и храмовое искусство, старин- ные фотографии. Присутствуют экспо- наты из задонского, чаплыгинского, елецкого, лебедянского музеев: ряд красивейших старых икон, три Еванге- лия, датируемых XVII-XVIII веками, Книга Апостолов, золотая риза, золо- чёная митра. Живописные и графиче- ские работы объединены темой задон- ской земли, многие из них вдохновле- ны священной обителью. Музу на За- донщине искали и признанные масте- ра, такие как Сорочкин и Королёв, и се- годняшняя молодёжь. Вот, например, дочка нашего известного художника Вячеслава Шальнева представила сим- патичную графику. Хватает скульптур, причём в большинстве – совсем све- жих, нынешнего года. Никто и не знал, что возникнет идея подобной выстав- ки, но по совпадению многие авторы создавали произведения, созвучные за- мыслу экспозиции. Выставка получилась многогранной, комплексной. Уверен, каждый найдёт здесь что-то для себя. Мне лично весь- ма любопытно проследить этапы раз- вития монастыря по архивнымфотодо- кументам. Если говорить о живописи и графике, то, безусловно, радует неод- нородность выставленных работ. Да, темы созвучны, но воплощение разное. По манере, подходу, выраженной эмо- ции. Мастера не повторяют буквально одни и те же пейзажи, один и тот же вид, пытаясь подражать кому-либо или вопло- щая художественными средствами оговорён- ную общую идею. Отто- го и видна на картинах душа, творческий порыв. Объединены авторы ду- ховным началом, право- славием. Ценна экспози- ция именно этим. В му- зейном пространстве значение приобретает возраст артефакта, его происхождение и другие «музейные» факторы. Здесь же принципиально другое: в «Четырёх веках святой Задон- ской обители» рассказывается история нашего края, причём способами, до- ступными искусству. Говоря о культовых предметах, нельзя № 36 (106), 23–29 августа 2010 г. Александр Сорочкин. «Задонск». 1995 г. Ольга Кирина. «Богородица». 2010 г. Береста

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz