Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
21 экономика С У БЪ Е К Т И В Н О Е М Н Е Н И Е № 36 (106), 23–29 августа 2010 г. мики, является прибыль. Всё то, что при- носит прибыль, – хорошо. С точки зре- ния религии – это очевидный и откро- венный сатанизм. Я не побоюсь этого слова, потому что понятия добра и зла подменяются на понятия «выгодно- невыгодно». Вот добро – это когда вы- годно, а зло – если невыгодно. Соответ- ственно проблема этой системы в том, что она полностьюустраняет какие-либо моральные ориентиры из критериев оценки ситуации. Грубо говоря, всё должно регулироваться наличием или отсутствиемприбылии её нормой. Вдан- ной ситуации всё человеческое – станем называть вещи своими именами – за не- надобностьювыбрасываетсяна свалку. Я считаю, что мириться с подобной систе- мой невозможно и нельзя, это тупико- вый вариант развития, в долгосрочной перспективе – путь к саморазрушению. Но сейчас, к сожалению, реальность вы- глядит именно подобным образом. – Мы знаем примеры благородства доре- волюционных российских купцов и промышленников, которые в подобных ситуа- циях вели себя именно по- человечески, как люди пра- вославные. Сегодня пода- вляющее большинство биз- несменов готовы напоказ де- монстрировать свою набож- ность, при этом… – Идёт подмена понятий. У нас часто уверяют: мы вернулись сегодня к тому, что было в стране до революции. Это, конечно, ложь. Естественно, до Октября Россия жила совершенно по другим за- конам, в том числе – в сфере экономики. Начнём с того, что тогда в стране факти- чески существовала государственная идеология в виде православия. Религи- озность, так или иначе, формально или неформально, пронизывала всё обще- ство. Почти всё те же самые купцы были людьми по-настоящему верующими, страх божий в них присутствовал – при том, что зачастую они драли три шкуры с покупателя. Но и государство не само- устранялось полностью из сферы эко- номики, не вставало на позиции либерально-рыночного взгляда на жизнь – так, как это у нас происходит се- годня. В дореволюционной России ис- полнительная власть достаточно се- рьёзно вмешивалась в хозяйственные процессы – когда считала это нужным. Сейчас же государство повсеместно практикует полное своё освобождение от каких-либо социальных обяза- тельств. Да, конечно, по старой памяти оно ещё латает отдельные дыры, но дол- госрочная тенденция ясна: государство движется к тому, чтобы не нести ника- кой ответственности за социальную сферу. Стремится полностью сбросить с себя регулятивные механизмы и предо- ставить всё «на волю волн» – куда они вынесут, заведомо известно. А то, что происходит сейчас – это борьба здраво- го смысла и тупой либеральной идеоло- гии. Я действительно считаю её абсо- лютно тупой, поскольку она ведёт в ту- пик. Здравый смысл вроде бы подсказы- вает нашим руководителям: нельзя бро- сать ситуациюна произвол. Но уже даже система законов, выстроенных под ли- беральную идеологию, говорит: нет, вмешиваться нельзя! Пусть все сдохнут и все сгорит, лишь бы восторжествовал либерализм! К сожалению, наши бизнесмены вос- принимают православие исключитель- но как возможность откупиться. Откро- венно говоря, всё это, как ни странно, и есть европейское, католическое, проте- стантское восприятие религии. Что неу- дивительно, поскольку эти предприни- матели выросли из обожания Запада в советские времена, повзрослели же на тотальном антипатриотизме. Большин- ство из них рассматривают православие примерно так, как в Западной Европе воспринимают индульгенцию, когда можно было купить себе отпущение гре- хов и жить дальше совершенно спокой- но – хотя даже Ватикан осудил практику отпущения грехов авансом за плату. Есть среди бизнесменов и люди с жут- кой кашей в голове: у них вера в Бога смешана с полукриминальными поня- тиями, они вообще воспринимают его как некоего большого пахана, которому постоянно нужно что-то «отстегивать». Чтобы он не трогал. Естественно, не только к православию, но и просто к ре- лигиозности всё это никакого отноше- ния не имеет. В наличии – лишь жела- ние откупиться. И я должен с сожалени- ем сказать: большинство из них люди не просто неправославные, они даже нере- лигиозные, они лишь имитируют свою набожность. Воспринимают правосла- вие как магазин с товарами для своих духовных потребностей. Примерно так: пришёл туда, сказал: «Заверните мне то- то и то-то», заплатил и ушёл. Даже здесь доминирует потребительская идеоло- гия, которая навязывается всем нам. Всё, включая религию, должно рассма- триваться с точки зрения удовлетворе- ния своих собственных потребностей. Невзирая на окружающих. – Мы часто видим по телевидению, как глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев отчитывается руководству страны о проделанной рабо- те. В частности – рассказывает о попыт- ках борьбы с монопольным сговором, с ростом цен. Мне его жалко: кажется, все понимают, что усилия его ведомства по- беды не принесут. В лучшем случае цены будут зафиксированы уже на высоком уровне – до поры до времени. Вам не жалко ФАС? – Это и есть та самая борьба здравого смысла и людоедской системы. Нас хо- тят убедить, что якобы и в этой системе существуют механизмы, которые позво- ляют избегать крайностей. Однако и раньше, и сегодня мы убеждаемся в том, что подобных механизмов нет. Повсе- местно ФАС натыкается на проблемы. Скажем, монопольный сговор. Все зна- ют: он есть, но поскольку доказать его невозможно, значит, он отсутствует. Или же ФАС сталкивается с бизнес- структурами, аффилированными с вла- стью, с чиновниками, крышующими предпринимателей. Ну и каким образом это ведомство может что-либо сделать? Вот и получается, что ФАС уготована роль мальчика для битья, да и валить на это ведомство можно всё что угодно: «Недосмотрели!». Но что может реаль- но сделать служба, возглавляемая Иго- рем Артемьевым?.. – Мы уже проходили и рост цен на бензин, и повышение стоимости хлеба. Помним, как на самом верху «принимали меры», номаксимум, что удалось всерьёз сделать, – так это зафиксировать цены на уже по- вышенном уровне. Так будет и сегодня? – Если судить по прецеденту, к сожале- нию, да. Бизнесмены взвинчивают цены до тех пор, пока их совсем не «прида- вят», а потом уже снижать не хотят. На самом деле выход есть. Или менять за- коны и возвращать такие понятия, как «необоснованная спекуляция», или Сергей МИХЕЕВ: Бизнесмены, которые сегодня опять взвинчивают цены, – плохо образованные, недальновидные даже в плане личных перспектив, чрезвычайно жадные и абсолютно беспринципные люди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz