Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
надо на том, что ценно. Если картинная галерея и выставочный зал имеют цен- ность для города и области, надлежит формировать к ним соответствующее отношение. Если дети будут понимать, что речь идёт о высоких материях, а не о развлечении, это станет достоянием внутренним, с которым они пройдут всю оставшуюся жизнь. Директор Областной картинной галереи Вячеслав ПетровичШАЛЬНЕВ: – Хорошо оказать- ся в нужное время в нужном месте. В случае с установ- к о й и з в а я н и я дворничихи прои- зошёл явный сбой. Уже давно вёлся разговор о том, чтобы установить около нашего учреждения нечто олицетворяющее образ культуры нашей области. Был предложен проект Александра Вагне- ра «Диспут». Работа успела побывать на выставках, её высоко оценили про- фессионалы. Замечу, что стоимость предлагалась вполне разумная для та- кого скульптурного ансамбля – по- рядка полумиллиона – семисот тысяч рублей. Что для композиции серьёз- ного уровня, которая делается на де- сятилетия, а то и на века, немного. Однако вместо этого появляется не- что, вызывающее один-единственный вопрос: кто автор? И в Липецке, и за его пределами вплоть до Москвы хва- тает заслуженных, признанных скуль- пторов, которым можно без опаски доверить задание и которые с ним успешно справятся. Высокий культур- ный ценз, подобающий близлежащим заведениям, я считаю, нужно соблю- дать. Посудите сами, ведь речь идёт не о двух дворницких, между которы- ми удобно расположилась увекове- ченная в металле труженица метлы. Также замечу, что за вверенную при- легающую территорию, хотя фор- мально она и не принадлежит гале- рее, мы несём моральную ответствен- ность. Для того чтобы установить ре- кламный щит у тротуара, пришлось пройти множество согласований и за- верить подписями из вышестоящих инстанций не одну бумагу. А тут – ни- кто с нами не советовался, никто ни- чего не обсуждал. Пришли добры мо- лодцы и поставили. Вряд ли можно предположить, что Союз художников что-то без спроса воздвигнет у адми- нистрации. Обидно, что нашим мне- нием пренебрегли. Я совершенно не против существова- ния «Дворничихи», но в адекватном её художественной ценности месте. Также ничего не имею относительно юмористической, ироничной приро- ды подобного вида творчества. Тем не менее произведением искусства это назвать язык не поворачивается. До- пускаю – не все, кто увидел или уви- дит скульптуру, в достаточной степени компетентны и столь же пристрастны, как я. Да и какая разница, не все же ис- кусствоведы! При всём этом хотелось бы, чтобы власти проявляли уважение к профессионализму тех людей, кото- рые несут ответственность за воспи- тание художественно-эстетической культуры у горожан. С нас, между про- чим, за это спрашивают, и задачи пе- ред нами ставят тоже вполне конкрет- ные. Заместитель главы администрации города Липецка Иван Николаевич КОШЕЛЕВ: – К Акопу Халафяну можно относиться по-разному. Его ра- боты могут не нра- виться, но факт остаётся фактом: они установлены во многих городах на- шей страны. В Сочи, Чехове, Томске… Как мне кажется, скульптор вовсе не ищет признания экспертного сообщества. Это творче- ская личность, которая делает, что уме- ет, и тем самым зарабатывает себе на хлеб. Его изваяния не лишены юмора, они жизнерадостны, они способны расцветить современный большой го- род. Представьте, если нас будут окру- жать только серые коробки домов, од- нообразные суровые офисные здания и гудящий транспорт. Обернуться посмо- треть на что-то, задержать взгляд, улыбнуться – нечему. Поэтому фигуры из сварного металла, появившиеся в Липецке, стоит воспринимать именно с точки зрения утилитарности, декора, но не с позиций высокого искусства. Тон обращения, в котором творческая интеллигенция взывает нас к здравому смыслу, кажется мне чересчур резким. Давайте посмотрим на вещи с другого ракурса. Что плохого в дворничихе? Ведь, образно выражаясь, именно ру- ками таких людей Липецк сохраняет чистоту и имидж одного из самых ухо- женных городов. И званием самого благоустроенного города России мы также не в последнюю очередь обязаны их трудам. Ни в коем случае мы не заду- мывали фигуру, установленную на ули- це Ленина, как некую издёвку. Напро- тив – это дань уважения труду дворни- ков. Мы должны понимать, что в нашем го- роде обитают не только любители клас- сического искусства. В сложном соци- альном организме совмещаются очень разные прослойки людей. И все они имеют право на жизнь в этом городе. Говоря философски, наше существова- ние не всегда бывает созвучно класси- ческим образцам. Простые обыватели давно облюбовали произведения Хала- фяна: рядом с ними охотно фотографи- руются, вокруг всегда вьются дети. Зна- чит, людям это нравится! Для чего нуж- ны фонтаны, зелёные насаждения, бла- гоустроенные парки? Для того же само- Фото Павла ОСТРЯКОВА 30 общество Т О Ч К А З Р Е Н И Я № 35 (105), 16–22 августа 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz