Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
Главный архитектор города Липецка Вера Васильевна ИВАНОВА: – При выборе места мы предположили: ввиду того, что исторически улица Ленина (изначаль- но – Дворянская) являлась централь- ной, то и дворники должны были убирать здесь особенно тщательно. Поэтому и было решено установить скульптурную композицию «Дворничиха» именно на Ленина. Про- ехали по улице, посмотрели. Со сторо- ны детского парка скульптурных объ- ектов уже вполне достаточно. А вы- бранный комиссией скверик на виду, здесь всегда оживлённо. Плюс не про- легают никакие коммуникации, пре- пятствующие установке. Думаю, рабо- ты данного автора успели полюбиться жителям. Они не несут функцию памят- ников, а скорее предполагают некуюне- посредственную интеракцию: их мож- но потрогать, сфотографироваться. Со- гласитесь, к монументу Ленина или Плеханова очередь с камерами не стоит, что, в общем-то, объяснимо – предна- значение у них другое. Собственно, и «Дворничиху», и любую другую из ра- бот Акопа Халафяна ошибочно считать памятником. Я склонна рассматривать их в качестве элементов благоустрой- ства, а не как произведения искусства. Традиция устанавливать мелкие объек- ты городского ландшафта пришла с За- пада, где на улицах можно вдруг обна- ружить гномика или зайца, а то и за- стывшую фигуру, восседающую на ска- мейке. Впервые скульптуры сочинского ваятеля появились на улицах Липецка два года назад. Предшествовала этому информация, прошедшая по телевиде- нию: в российской курортной Мекке установлена композиция «Конь в паль- то». Пользовалась она, по словам жур- налистов, небывалым успехом у публи- ки, став одной из заметных достопри- мечательностей Сочи. В городской ад- министрации подумали и решили свя- заться с автором. Он прислал каталог своих работ. Их дизайн, а главное – цены показались весьма привлекатель- ными. Появилась идея украсить непри- тязательными забавными фигурками парки и скверы. Таким образом, в два захода – в 2008 году и в нынешнем– ряд проектов сочинца обрели своё место в центре города. Инициативы относительно установки скульптур окрест выставочного зала и картинной галереи от местного худо- жественного сообщества также исходи- ли. Но город попросту не мог себе по- зволить озвученный уровень цен. При- веду пример. Есть замечательное пред- ложение расположить около Дома Ма- стера скульптурнуюкомпозициюАлек- сандра Вагнера. Но это полновесное монументальное произведение, и по- рядок его стоимости совершенно иной. «Дворничиха» обошлась всего в 170 тысяч рублей, причём, что немаловаж- но, – спонсорских, а не из городского бюджета. А это несоизмеримо с вложе- ниями, которые пришлось бы сделать в серьёзный скульптурный проект. Говоря о возможных перспективах пе- реноса «Дворничихи», если дискуссия по этому поводу будет продолжаться, то они реальны. В конце концов, «пере- двинуть» скульптуру такого размера гораздо менее затруднительно, нежели памятник. Председатель липецкой организации Союза художников РФ скульптор Александр Евгеньевич ВАГНЕР: – П о д о б н ы е «хохмы», с недав- них пор появив- шиеся на наших улицах, не слу- чайны. Данное направление дей- ствительно нача- ло развиваться на Западе, и существует даже утвердив- шийся скульптурный жанр. Эта ниша занята развлекательными, в некотором смысле пародийными, смешными ми- ниатюрами. Но отдавать под произве- дения такого рода серьёзные, значи- мые места города не следует. Мне ка- жется несуразной чета то ли аистов, то ли страусов перед Дворцом бракосоче- тания. Это типично парковая скульпту- ра, которая «встанет» на детской пло- щадке, к примеру. Или же в новых ми- крорайонах, которые абсолютно не из- балованы симпатичными, нетривиаль- ными элементами уличного декора. Почему бы не украсить пространство именно там? Ведь не только в центре живут и совершают прогулки люди, спальным районам тоже не чуждо пре- красное. И тамошним обитателям хо- рошего настроения и радости эти соо- ружения дарили бы не меньше. Что в картинной галерее, что в выста- вочном зале проводятся очень громкие культурные мероприятия, многим из которых, уверяю, могут только позави- довать соседние регионы. Та же экспо- зиция Государственного Эрмитажа. И вот – собираются на открытие предста- вительные гости, важные чины, приез- жие деятели искусства. Что же они ви- дят? В контексте месторасположения «Дворничиха», пусть и безобидная, пусть и карикатурная, пусть и иронич- ная, абсолютно выпадает из общего ан- самбля. Гораздо более адекватной пло- щадкой, наполнившей бы эту фигуру новым смыслом, мне видится контора жилищно-коммунального хозяйства. Почему бы и нет? Много ли у таких зда- ний стоит скульптур? Нет, одни только очереди. Как, скажем, эту идею реали- зовали в Москве. Церетели изваял мед- ного мэра Лужкова с метлой, в фартуке, рукавицах, грубых ботинках. Дескать, чистильщик столицы. Остроумно? По- нятно любому? Вне всякого сомнения! И место подобралиЮриюМихайлови- чу соответствующее, совсем не на Крас- ной площади. Около центральных учреждений, оли- цетворяющих художественную культу- ру области, должны красоваться вещи, как-то связанные с мотивом искусства. По сути, у нас таковых и нет. Существу- ют памятники историческим лично- стям, отражена военная тематика, не- сколько знаменующих знаковые собы- тия постаментов. Притом Липецк от- нюдь ими не перенасыщен. По сравне- нию с иными городами серьёзной скульптурой индустриальный центр Черноземья, прямо скажем, не балует. Для чего же сосредоточивать усилия на развлекательных объектах? Что касается финансирования культу- ры, и в частности выделения средств на монументальные произведения, то деньги на самом деле имеются. Просто не разработана чёткая программа раз- вития сферы искусства. И не только в городе – в масштабах всей страны. Мне понравился недавно сформулирован- ный Олегом Королёвым тезис, неоспо- римо имеющий принципиальное зна- чение для будущего региона: без куль- туры двигаться дальше мы не можем. Общество закономерно придёт к краху, когда кроме неумения, некомпетентно- сти и непрофессионализма ничего нет. Всеми силами необходимо поднимать общий уровень культуры среди населе- ния. Воспитывать с младых ногтей 29 общество Т О Ч К А З Р Е Н И Я № 35 (105), 16–22 августа 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz