Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
14 главная тема В Е РА № 35 (105), 16–22 августа 2010 г. обители по нескольку дней, трудятся, молятся и домой возвращаются, обра- щаясь из паломников в простых мирян. Однако табличек с надписью «Палом- ник» на лобовом стекле автобусов ста- ло заметно больше. И город подстроил- ся под ситуацию – на днях здесь сдана автостоянка на 12 автобусов и 55 авто- машин. Задонск постепенно возвраща- ет себе похищенное Временем – славу Русского Иерусалима, цен- тра притяжения стражду- щих духовного исцеления. Ведь ещё в девятнадцатом веке каждый третий житель здесь был либо монаше- ствующим, либо «белым» священником, а Богородиц- кий монастырь, входивший в первую десятку в России, готовился стать лаврой. Всё возрастающему потоку странников есть объясне- ние. Слава святителя Тихо- на Задонского, как и три века назад, широко распро- страняется по земле, всё больше случаев чудесного исцеления болящих при его гробе, о чём повествует кни- га одного из первых мона- хов монастыря, а нынче игу- мена Стефана «Задонский светильник». Так кто он, нынешний па- ломник? Есть среди верующих кате- гория, которая любит ез- дить по святым местам. Много таких, например, на Украине. Теперь ещё едут к «поющему дубу», под кото- рым, по преданию, отдыхал сам святитель Тихон Задон- ский. Правда, местные мо- нашествующие скептически относятся к «песням» дуба, но кора у основания дерева давно ободрана верующими… Впрочем, не о том речь… ... Они идут четвёртые сутки. Не огля- дываясь, не отвлекаясь на мирскую суе- ту, отказываясь от предложенного ме- ста в машине. Стараясь не обращать внимания на кровяные мозоли. Им нужно пройти без малого сто верст. Из Воронежа в Задонск. Жалоб здесь не услышишь. Дальний звон колоколов слышится им в пути. Они идут «к Тихо- ну». Богомольцы несут икону Митро- фана Воронежского. На пятые сутки у стен Богородицкого монастыря прои- зойдёт встреча двух святителей, двух праведников и молельников земли рус- ской. В наши новоявленные времена этому шествию уже пятнадцать лет... Крестные ходы – давняя традиция хри- стианской Руси... Они собирали под об- разами и простолюдина, и вельможу, и приходского батюшку, и калеку. Все были равны перед Господом. О крестных ходах мы знаем по карти- нам Савицкого, Репина. Но сохрани- лись и фотографии крестных ходов у Чудова монастыря в Кремле в 1912 году, на Красной площади в честь столетия победы над Наполеоном (участвовали тысячи человек). Известно фото крест- ного хода у стен храма Христа Спасите- ля. За священниками идёт Государь им- ператор с императрицей... Сохранился и снимок безвестного фотографа, сде- ланный в Задонске в начале прошлого века… Сегодня, конечно, трудно сравнивать. Ту Россию – с теперешней. Те «хожде- ния за иконой» – с нынешними. Ведь в один только год, 1861-й, год прославле- ния святого Тихона, маленький уезд- ный городишко как-то сумел вместить триста тысяч человек! Это подсчёт оче- видца, которому веришь, – писателя Николая Лескова! Теперь в рядах верующих обычно не- сколько сотен человек, готовых к пока- янию, – в тысячу раз меньше... Хотя дело не в арифметике. Не в ней только. Слишком многое изменилось в России, чтоб в одночасье народ встал под обра- за. Впрочем, и паломник не тот пошёл – он Фотографии начала ХХ века Задонск постепенно возвращает себе славу Русского Иерусалима Крестные ходы – давняя традиция христианской Руси
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz