Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

общество П Р Е О Д О Л Е Н И Е 35 № 34 (104), 9–15 августа 2010 г. Начальник управления образования и науки администрации Липецкой области Юрий Николаевич ТАРАН – Первый мой вопрос к вам как к отцу. Как вы отнесётесь к тому, чтобы в классе рядом с вашим учился ребёнок с ограни- ченными возможностями здоровья? – Я безу словный сторонник именно такой формы обучения наших детей. Пусть это прозвучит банально, но отношение к инва- лидам есть своеобразный барометр обще- ственного здоровья. Об изоляции нездо- рового ребёнка или взрослого можно го- ворить лишь в том случае, когда человек опасен для окружающих. В подавляющем большинстве их недуг не представляет ни- какой угрозы для общества, поэтому гово- рить о какой-либо изоляции не следует. Я считаю, чем больше примеров совместно- го обучения и времяпрепровождения бу- дет, тем более гуманным, милосердным станет наше общество. – Но ведь не только людям с ограни- ченными возможностями здоровья не- обходимо помогать жить с нами локоть к локтю, но и нам нужно учиться пра- вильно себя вести в общении с ними… – Абсолютно согласен. Движение должно быть двусторонним и встречным. Но в пер- вую очередь мы должны идти им навстречу. У любой проблемы две стороны. Не секрет, что некоторые родители детей-инвалидов формируют в своих чадах иждивенчество. Но и активная позиция, которую сегодня проявляют многие ребята с ограниченны- ми физическими возможностями, прису- ща далеко не всем здоровым людям. Поэ- тому – либо ты пассивный иждивенец, об- виняющий в своих бедах всех окружаю- щих и судьбу, либо начинаешь бороться. Безусловно, путь борьбы намного сложнее, но это единственно верный способ жиз- ни. Если ребёнок-инвалид будет учиться в обычной школе, это, конечно, увеличит на- грузку на педагогов и одноклассников, но это уже нравственная нагрузка. – Для того чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья начали актив- нее появляться в наших учреждениях образования, там нужны специалисты. Они у нас есть? – Понятие инвалидности – очень широ- кое. Например, для ребят, больных сахар- ным диабетом, учёба в общеобразова- тельной школе, вузе или ссузе не является чем-то экстраординарным, и никаких осо- бых педагогов им не нужно. Если же ум- ственные способности ребёнка позволя- ют ему учиться в общеобразовательной школе, а передвигается он на коляске, то необходимо построить пандусы в школе, лифты и убрать из-под парты стул. Ника- ких новых методик преподавания и здесь не понадобится. Определённые коррекци- онные программы нужны для детей с пси- хическими отклонениями. Специалистов, владеющих такими методиками, готовят на базе высших учебных заведений. Если та- кая потребность возникнет, мы сумеем бы- стро их переобучить. – Вот тут-то мы и подошли к самому бо- лезненному вопросу: а готова ли ма- териальная база наших детских садов, школ, училищ и институтов к принятию детей с физическими отклонениями в развитии? – Можно сказать, что инклюзивное обра- зование в большинстве своём у нас прак- тикуется в специальных коррекционных учебных заведениях. На сегодняшний день только в сороковой липецкой школе наравне со всеми обучаются и дети с по- ниженным слухом. Хотелось бы быть гото- выми к новому виду образования. Но по- кривлю душой, если скажу, что мы готовы на сто процентов. Необходимо укрепить материально-техническую базу (пандусы, лифты, переоборудование раздевалок, ту- алетов…), приобрести специализирован- ное оборудование. – Многие специалисты уверяют, что со- держание ребёнка в коррекционной школе обходится государству намного дороже, нежели переоборудование об- щеобразовательных учебных заведений. А во сколько обойдётся модернизация? – Это многомиллионные затраты. Сейчас пандусы, специальные дорожки, перила создаются в тех учреждениях, где уже обучаются дети-инвалиды. Переоборудо- вание всех школ, училищ и институтов – это наша следующая задача, перспекти- ва. Но, что уж греха таить, у нас и пандусы тоже делаются не очень хорошо. Так что впереди много работы. – Областная целевая программа «Без- барьерная среда» была принята в 2006 году и «стоила» региональному бюдже- ту более 12 миллионов рублей. Дошла ли она до учреждений образования? – В большинстве своём она касалась именно специализированных учебных за- ведений. Появились пандусы во многих коррекционных школах. Пока у нас нет учебного заведения для колясочников. В основном дети, не умеющие самостоятель- но передвигаться, обучаются на дому. – Сегодня появилась новая форма по- лучения образования – дистанционное обучение. С первого сентября оно зара- ботает в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей… – Дистанционное обучение - это новое на- правление национального проекта «Обра- зование». Есть несколько вариантов его реализации. Мы создали Центр дистанци- онного обучения на базе школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Здесь будут учиться дети со всей Липецкой об- ласти. Школа имеет хорошую материаль- ную базу, у них пандусы соответствуют всем необходимым требованиям, там могут работать со всеми категориями детей- инвалидов. Для реализации этой програм- мы выделены большие федеральные и об- ластные деньги. Потрачены они в основ- ном на покупку компьютерного оборудо- вания. Причём учитываются особенности каждого ребёнка. Если он, к примеру, со- всем недвижим, то сегодня существуют мышки, которые крепятся на голову. Обо- рудование дорогостоящее, но отрадно, что ни государство, ни областная администра- ция на эти цели деньги не жалеют. Пер- вого сентября по этой программе начнут обучение порядка сорока детей. В течение всего учебного года мы по мере поступле- ния оборудования сможем увеличить ко- личество учеников до ста тридцати. Но, к сожалению, пока не в состоянии охватить всех желающих. На сегодняшний день в области на дому обучаются около 800 ре- бят. Постепенно, я думаю, мы сможем за- действовать каждого ребёнка, который не имеет возможности в силу обстоятельств посещать школу. В этом году на создание Центра из федерального бюджета при- шло 28 миллионов, а из областного – 17 миллионов рублей. Наши педагоги изуча- ли московский опыт, прошли курсы повы- шения квалификации. Так что педагогиче- ская команда сформирована. Пока рабо- тать начнут 25 учителей, причём трудить- ся они будут круглосуточно, чтобы попасть в график каждого ученика. Но и у ребён- ка должны быть соответствующие усло- вия для установки компьютера, чем будут заниматься наши техники. Так что органи- зационных вопросов ещё много. Учиться начнут дети разных возрастов. С ними бу- дут работать все учителя общеобразова- тельной школы, так что образование у них будет достойное. В чём ещё ценность этой программы – дети смогут с помощью ком- пьютера проводить практические и лабо- раторные работы. То есть это будет полно- ценное образование, аналогов которому ещё не было. . Комментарий Липецкая область переходит на дистанционное обучение детей-инвалидов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz