Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
общество П Р Е О Д О Л Е Н И Е 33 № 34 (104), 9–15 августа 2010 г. из специализированных коррекцион- ных интернатов. Говорить о том, что это был эксперимент, некорректно, да и не- правильно. Так сказать – своеобразная проба пера. Она удалась. И теперь в учи- лище обучаются уже до восьмидесяти ребят с задержкой умственного и психи- ческого развития. – Сначала наши подопечные получали лишь одну специальность – мастер рас- тениеводства, – рассказывает Татьяна Николаевна. – В первые годы мы зазы- вали ребят учиться, а потом они сами начали нас находить и изъявлять жела- ние именно здесь получать профессию. Например, в Тербунской школе- интернате есть даже специализация для старшеклассников – овощевод. Наши мастера принимают у них экзамены, так что дети заранее знают, к кому они идут учиться. Спустя некоторое время мы от- крыли набор на вторую специальность – мастер животноводства. После недав- ней поездки в подобные учебные цен- тры за границей, мы на третьем курсе специальности «растениеводство» вве- ли ещё и специализацию «мастер ланд- шафтного дизайна». В основном ориен- тировались на сегодняшний запрос в обществе, да и городским детям с такой специализацией легче трудоустроиться. А на третьем курсе у «животноводов» появилась ещё и специальность «по- вар». Так что с двумя профессиями им сподручнее найти работу, да и лишними эти навыки не будут. Почему дети с огра- ниченными интеллектуальными спо- собностями (как правило, подавляющее их большинство – воспитанники кор- рекционных интернатов) учатся среди домашних ребят? Во- первых, за три года учё- бы они адаптируются в среде сверстников, жи- вущих в семьях, перени- мают их привычки, ма- неры общения, учатся всем бытовым навыкам. Кстати, домаш- ние дети на выходные часто забирают интернатовских к себе. И там ребята по- нимают, что значит жить семьёй, что у каждого в доме есть свои обязанности, своё место. Они учатся сосуществовать вместе, разрешать конфликты, весе- литься на семейных торжествах, гото- вить еду, стирать одежду, штопать носки и убирать дом. Это и есть самый настоя- щий адаптационный период, но не в тео- рии, а на практике. А почему мы оста- лись в сельской местности? Да потому, что дети на селе добрые, а люди нерав- нодушные. Все наши одно- сельчане следят за воспи- танниками, сразу же мне сообщают, что те делают вне стен училища, с кем об- щаются. Моё мнение, что таких «специфических» детей необходимо учить сельским профессиям – в деревне им легче выжить, здесь все друг друга знают, тот же глава сельской ад- министрации всегда помо- жет. Участковый наш не просто знаком с ними пои- мённо – они вместе ходят в тренажёрный зал, иногда эти занятия становятся «спортотерапией». Всё в училище принято делать вместе. Исключение – учатся ребята с задерж- кой умственного развития по специаль- ной коррекционной программе. Разра- ботали её преподаватели ПУ сами, что- то почерпнув из опыта работы коллег города Кургана. В прошлом году эта раз- работка принесла аж целый миллион рублей – её признали лучшей на област- ном конкурсе инновационных образо- вательных программ! Куда потратить доселе невиданные деньги – в училище знали заранее. Приобрели современную теплицу. Правда, стоила она на 700 ру- блей дороже. На помощь пришла лебе- дянская смекалка – местные мастера сами собрали и поставили тепличный каркас, тем самым сэкономив почти по- ловину стоимости приобретения. Те- перь теплица – любимое место всех ре- бят. Сколько радости было, когда в мар- те появились первые тепличные поми- доры! А «коррекционные» воспитанни- ки – те и вовсе в оранжерее пропадают, оберегают каждый цветочек, следят за каждым саженцем. Татьяна Николаевна говорит, что с этими ребятами всегда можно найти общий язык. Они любят, когда с ними разговаривают, по этому принципу и любимчиков себе выбира- ют среди преподавателей. А ещё их «особенные» воспитанники очень спор- тивные и трудолюбивые. Не раз они поднимались на ступени пьедесталов районных и областных соревнований, а если бы по землепашеству устраивались бы чемпионаты, шутит Татьяна Антипо- ва, то её ребята обязательно ходили бы в чемпионах. – Все наши дети трудоустраиваются в основном через службу занятости. По Воспитанники училища в теплице «пропадают» Всегда готов готовить! Принято считать, что инклюзивное обучение – новшество, пришедшее с продвинутого Запада. Однако нашей области есть чем утереть нос тем, кто считает отечественную систему образования отстающей от общемировых норм Фото из архива ПУ № 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz