Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

47 гид Д О С Т О Я Н И Е № 32 (102), 26 июля – 1 августа 2010 г. нов». Впрочем, делать из этой надписи какие-либо основополагающие выво- ды преждевременно. Тем более что, по словам О. А. Капарулиной, акварель, переданная в музей в 1920-х годах се- мьёй С. С. Боткина, поступила без ука- зания точной даты написания. И толь- ко впоследствии экспертами было уста- новлено, что рисунок принадлежал к первой четверти XIX века. К ак известно, строительство хра- мового здания липецкого собора завершилось в 1801 году. Затем перешли к стенным росписям. О них, по свидетельству П. И. Бартенева, за- ботился лично П. Л. Вельяминов, в 1803 году находившийся на лечении на липецких водах. Очевидно, именно в это время Вельяминов успел начертать облик своего детища. Пребывая на склоне лет и осознавая, что постройка главного липецкого храма станет де- лом всей его жизни, тяжелобольной Пётр Лукич жил одним-единственным желанием: увидеть освящение собора. Маленькие фигурки, изображённые на переднем плане акварели, на первый взгляд – обычные прихожане. Но Ве- льяминов вложил в них особенный смысл. Вот у входа в храм на паперти толпятся люди с зажжёнными свечами, встречая священника, поднимающегося к нимпо ступеням. А на правом краю террасы угадывается силуэт городничего, при- нимающего поздравления по случаю обретения городом столь чудесного храма. На противоположном краю в светлом костюме на итальянский ма- нер – главный инженер строительства. У ступеней собора в тёмно-синем мун- дире со звездой восхищённый детищем друга Г. Р. Державин и рядом –жена его Дарья Алексеевна. И, наконец, непо- средственно перед нами стоит сам кти- тор Вельяминов, снявший шляпу пред столь величественным творением. Те- перь он вправе достать платок, отереть пот со лба с чувством выполненного долга. На переднем плане акварели ка- мень, на котором автор увековечил своё имя, «имея, – по словам князя Ку- гушева, – в сердце веру, усердие, а в виду благодарность и славу»... К ак жаль, что мечте Петра Лукича не суждено было сбыться! По окончании строительства храма случился пожар. В огне погибли все де- ревянные части постройки, само же здание сильно пострадало. Потрясён- ный этим событием, а также внезапной смертью близкого друга –Н. А. Львова, ПётрЛукич скончался, так и не дождав- шись освящения собора. К 1805 году усердием многих благотво- рителей соборную церковь восстанови- ли. Но образ её был уже далёк от того «древнего греческого храма», приво- дившего в восторг липчан и гостей горо- да. И тем более уникальна пейзажная акварель П. Л. Вельяминова, что донес- ла до нас тот первозданный облик собо- ра Рождества Христова. Хочется верить, что она будет по достоинству оценена исследователями церковной истории, краеведами и жителями Липецка. . Елена ГЛАЗАТОВА Фоторепродукции автора Памятный камень с автографом П. Л. Вельяминова Гости в восхищении от представленного храма Ктитор храма – П. Л. Вельяминов, снявший шляпу перед величественным творением

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz