Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
46 гид Д О С Т О Я Н И Е № 32 (102), 26 июля – 1 августа 2010 г. В ельяминов удивительным обра- зом сочетал в себе многие добро- детели человека эпохи Просвеще- ния. Обладая талантом поэта, песенни- ка, переводчика, Пётр Лукич с первыми печатными выступлениями вошёл в литературный круг столицы, где вскоре свёл знакомство с кумиром эпохи – Г. Р. Державиным. «Вельяминов, лир любитель, Богатырь, певец в кругу, Беззаботный света житель…». Так Гаврила Романович представил чи- тателю своего приятеля в стихотворе- нии «Зима» (1804 г.). Вопреки успехам на литературном по- прище самой большой страстью для Вельяминова стали «изящные художе- ства» – живопись и архитектура. Не случайно среди его близких друзей были такие видные творцы эпохи, как архитектор Н. А. Львов, художник В. Л. Боровиковский (1757 – 1825) и прези- дент Академии художеств А. Н. Оленин (1763 – 1843). Произведения искусства, казалось, ма- нили к себе Вельяминова. Подчас он не мог устоять перед шедевром, на приоб- ретение которого не жалел ни своих де- нег, ни чужих. Ему удалось собрать кол- лекциюиз 122 картин и пяти бронзовых изваяний. В 1804 году, по предложению члена Академии художеств графа А. С. Строганова, Вельяминова, «изъявляю- щего желание яко любителя художеств быть удостоенным в членыИмператор- ской академии художеств», избрали в «Сословие почётных членов». «Я знаю совершенно приверженность его к изящ- ным художествам и знание, и вкус в предметах, истинное художество со- ставляющих, – писал о Вельяминове граф Строганов, – что на самом опы- те им мне доказано». Будучи художником- любителем, Пётр Лу- кич нередко и самбрал- ся за кисти и краски, «дабы запечатлеть красоту его окружав- шую». Об этом свиде- тельствует и отрывок из его письма к К. Я. Державиной (1786 г.): «…Естли заставите меня что-нибудь нари- совать, например, или что другое сделать, то крайне одолжите». Современной писа- тельнице, автору исто- рических зарисовок о нравах людейXVIII векаН. М.Молевой, удалось установить, что в собрании Рус- ского музея «сохранилась пейзажная акварель, несущая имя Вельяминова». П оиски загадочной акварели приве- ли автора этих строк в Государ- ственный Русский музей. Сотруд- ники дирекции музея проводили меня в Отдел рисунков, в собрании которого хранилась единственная акварельная работа П. Л. Вельяминова под названи- ем «Храм в городе Липецке». Главный хранитель отдела О. А. Капарулина вы- несла из запасников музея и расположи- ла на мольберте небольшой бумажный лист размером 0,35х0,52 м с изображе- нием собора Рождества Христова. Первое впечатление от увиденного – восхищение. В нежных лучах заходя- щего солнца, на вершине горы возвы- шался храм, окутанный лёгким зефи- ром летнего вечера. И припомнились слова о соборной церкви неизвестного автора книги «Путешествие к Липец- ким минеральным водам в 1803 году»: «Она построена с толиким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей по- добных… представляется как изнутри, так и снаружи древним греческим хра- мом…». Художник написал акварельюнововоз- ведённый храм. В архитектуре собора особенно колоритно выделялся ком- пактный, крестообразный в плане цен- трический объём. Завершал строение грузный четверик, прорезанный круп- ными полукружьями термальных окон. Стороны каждого термального окна украсили две крупные, круглые розет- ки, а по углам четверика расположи- лись четыре скульптуры в белых одея- ниях, являющие собой образы четырёх евангелистов. Классическую полусфе- ру купола увенчала скульптурная ком- позиция сцены на библейский сюжет… Для довершения облика храма не до- ставало лишь колонных портиков. Историк архитектуры А. В. Чекмарёв, рассматривая липецкий собор в кон- тексте построек Львова, предположил, что здание не получило привычные для храмов этого типа колонные портики из-за удешевления проекта. «Но отказ от них, – заметил Чекмарёв, – был уме- ло обыгран введением выступающих вперёд ризалитов с врезанной лоджией, фланкированной в углах одиночными ко- лоннами». Теперь же благодаря имею- щейся акварели мы можем утверждать, что всё-таки один торжественный ше- стиколонный портик до постройки трапезной украшал западный фасад храма. Он же и роднил его образ с «древним греческим храмом». Между тем наличие этих деталей в ар- хитектуре собора свидетельствует не только о высоком вкусе автора проекта, но и о высоком мастерстве его испол- нителей. Л юбопытно, что, вопреки много- летней дискуссии о создателе Христорождественского собора между приверженцами авторства князя Львова и сторонниками Томазо Адами- ни, в комментарии к представленной пейзажной акварели архитектором храма значится… П. Л. Вельяминов! Сделать такой вывод, возможно, по- зволила надпись, оставленная рукой Вельяминова на памятном камне, изо- бражённом в левом нижнем углу карти- ны: «В Липецке строил Петр Вельями- Священник, восходящий к вратам храма Н. А. Львов. Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1780 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz