Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

43 культура В И Н ТА Ж № 32 (102), 26 июля – 1 августа 2010 г. менем. В рамках этого проекта уже уста- новились связи со многими заинтересо- ванными людьми, помогающими фор- мировать нашу экспозицию. Некоторые из них и предоставили старинные пред- меты меблировки. Среди них и комоды, и шкафы, и столы, и ещё всякая всячина. – Есть ли историческая связь между ока- завшимися в галерее экспонатами? –Кое-где – да. Несмотря на то, что пред- меты все из разных мест, в разное время попали к нам, многие из них похожи: по манере отделки, резьбе, принадлежно- сти к одной эпохе. Мало того, сейчас здесь представлена коллекция старых сундуков, некоторые из которых, как выяснилось при реставрации, принад- лежат одному и тому же мастеру. Такого мы и предположить не могли! Самое удивительное лично для меня – оказы- вается, в конце XIX века в России точно так же, как и сейчас, была востребована импортная мебель! Голландская, мала- зийская… – Это был штучный товар или предметы массового производства? –Конечно, всё тогда было индивидуаль- но, изготавливалось на заказ. Чтобы подчеркнуть неповторимость, напри- мер, буфета, его обычно венчало какое- либо украшение, так называемая «коро- на». Чем дороже этот элемент декора, тем зажиточнее семья. Мебель вообще стоила денег. И не малых! Делали её «на века» и не избавлялись так же легко, как сейчас. Предметы интерьера хранили родовую память. Их передавали по на- следству, берегли. Кроме того, мебель отличалась экологичностью и надёжно- стью, поскольку изготавливалась из де- рева. Ныне используемые материалы недолговечны: ДСП рассыпается, вин- тики вываливаются… У нас имеется вен- ский дубовый стол, сделанный более ста лет назад. Его форма считается класси- ческой, он никогда не выйдет из моды. При этом сконструирован монолитно, стоит как вкопанный! – Вам знакома история тех вещей, кото- рые составляют экспозицию? – Не все предметы открывают свои се- креты. О многих ничего определённого не могут рассказать даже их владельцы. Но, тем не менее, кое-что известно. На- пример, об одном сундучке. Моя дочь вслед за мной увлеклась винтажом и стариной. Однаждыв одной семье ей по- дарили небольшой ларец. Как оказа- лось, давным-давно в Рязанской губер- нии прапрабабушка Юлиного жениха выходила замуж с этим сундуком, в ко- торый много лет собирали приданое! А теперь он перешёл к дочке, и наполнить его предстоит уже мне. – Высока ли сегодня ценность старой ме- бели? – Скажем так, стоимость её можно срав- нить со стоимостью новой итальянской мебели. Но главное не это. Видавшие виды шкафы, стулья или диваны после небольшой реставрации прекрасно впи- шутся практически в любой интерьер и добавят настоящего стиля. Старые предметы хранят в себе воспоминания об ушедшей эпохе, то, что невозможно воспроизвести даже при помощи самых современных технологий. Причёмпред- ставленные у нас вещи в полном смысле выдержали испытание временем, ведь люди часто избавлялись от старья в на- дежде приобрести новое, лучшее. А эту меблировку, получается, пожалели – слишком уж она хороша. – Но, согласитесь, совмещая старое с со- временным, главное – соблюсти пропор- цию, не удариться в дурновкусие… – Безусловно! Однако элемент стилиза- ции при правильном соотношении осо- бенностей интерьера XXI века со ста- ринной мебелью может оказаться весь- ма привлекательным. Наши клиенты, занимающиеся коммерцией, уже обра- тили внимание на некоторые экспона- ты. Идея состоит в том, чтобы сделать старые вещи частью офисного или тор- гового пространства. Комод при не- большой модификации превратится в компьютерный стол, а резной буфет ста- нет украшением цветочной лавки. Со- гласитесь, оборудование для кабинетов и магазинов в наши дни однотипное и скучное, а такое смелое решение спо- собно сделать работу приятнее, эстети- зировать повседневный труд, а партнё- ров и покупателей расположить и при- влечь своей оригинальностью. История в обстановке Я не специалист в истории мебели, но меня увлёк рассказ Ольги Алексеевны о выставке. На следующий день я вернул- ся в галерею, но уже с видным экспертом по части всего, что касается культуры и искусства. Моим спутником был стар- ший преподаватель кафедры исто- рии и теории культуры ЛГПУ Ан- дрей Рюрикович Ломоносов. Он-то и устроил мне исторический экскурс, при- открывший некоторые не лишённые любопытства подробности относитель- но производства и дизайна мебели по- луторавековой выдержки. – Андрей Рюрикович, к какой эпохе при- надлежат собранные тут вещи? – Все предметы мебели в экспозиции при известной разнородности происхо- ждения представляют одну эпоху, – ко- нец XIX – начало XX века. Присутству- ют вещи с элементами модерна, но пре- обладает стиль эклектика. Её эпоха в Ев- ропе охватывает добрые две трети XIX века. В истории мебельного искусства это направление стало развиваться с 30-х годов и вплоть до конца столетия. Само слово «эклектика», которым на- зывали «умный выбор» в архитектуре, обозначает соединение элементов раз- личных исторических стилей. Парал- лельно с эклектикой существовал исто- ризм – подражание конкретному стилю прошлого. Типичный пример историз- ма – так называемое второе рококо. Эта традиция зародилась в пору отхода ам- пира, когда оживляется интерес к искус- ству XVII века. Во многих странах сере- дина позапрошлого столетия проходит под знаком стилизации традиционной мебели XVII века знаменитых мастеров эпохи рококо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz