Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

47 гид И С Т О Р И Я вилась советская кинокамера, которая по своим возможностям не имела рав- ных в своём классе. Лёгкий портатив- ный аппарат с зеркальным обтюрато- ром, быстро заменяемыми кассетами и объективами позволял практически моментально изменять точку съёмки, масштабировать изображение, стро- ить композицию кадра, свободно па- норамировать за движущимся объек- том. В документальном кино «Конвас» облегчал и упрощал работу оператора, особенно при репортажных съёмках. Одно дело снимать тяжёлой камерой или думать о том, чтобы внезапно не закончился завод пружины, и совсем другое – иметь под рукой лёгкую тех- нику, всегда готовую к съёмке, кото- рой, в случае необходимости, можно снимать с рук, повесив на плечо источ- ник электроснабжения – аккумулятор- ную батарею. В художественном кино лёгкий «Кон- вас» открыл новые изобразительно- выразительные, постановочные воз- можности, позволил снимать актёр- ские сцены в реальной среде, в слож- ных и даже экстремальных условиях. Ранее возможно было исполнить по- добное, только прибегнув к комбини- рованным съёмкам. Именно «Конва- сом», находящимся не на штативе, а в руках оператора С.П. Урусевского, были сняты самые выразительные эпи- зоды фильма «Летят журавли». Пом- ните одинизних–«проводынафронт», когда камера сопровождает героиню, пробирающуюся сквозь толпу, чтобы попрощаться со своим любимым. Эти кадры стали классическими и открыли новую главу в развитии пластического языка киноматографа. На карте мира, наверное, трудно найти место, где бы ни побывал оператор с «Конвасом». Неудивительно ли нам, современни- кам, что в то далёкое время наши совет- ские конструкторы умели и могли соз- давать технику мирового уровня? Уже первые съёмки показали, что «Конвас» может служить не только ре- портажной, но и вполне универсаль- ной камерой. В 1957 году, через пять лет после смерти конструктора, был освоен выпуск камеры «Конвас- автомат», а затем новой модификации аппарат для съёмок широкоэкранных фильмов с использованием анамор- фотной оптики, которую не имели ни- какие иные камеры. В 1970 году «Кон- вас» комплектовали новым мотором со стабилизированными частотами съёмки, блоком питания и поворотной лупой. Такой «Конвас» получил шифр «КСР-1М». А в 1971-м была выпущена модель «КСР-2М», у которой вместо турели было гнездо для одного объек- тива. В середине 80-х годов начался так называемый закат эры камеры «Конвас» – аппарат перестал соответ- ствовать изменившимся требованиям времени, которые предъявлялись к ки- носъёмочным аппаратам, используе- мым в документальном и игровом кино. «Конвас» стал учебной камерой, с помощью которой студенты кинову- зов учились снимать свои первые фильмы. В Лебедянском краеведческом музее хранится знаменитая и почтенная кинокамера-легенда «Конвас». Здесь же есть целая экспозиция, посвящён- ная братьямКонстантиновым, которые своими открытиями прославили Ли- пецкую землю. . Наталья ГРУЗМАН, директор Лебедянского городского краеведческого музея В лебедянский музей эту легендарную камеру передала режиссёр Московской студии документальных фильмов Алла Соловьёва Фронтовые кинооператоры благодаря Константинову были вооружены в прямом и переносном смысле специальной камерой «Хроникон-снайпер», в которой камера для съёмки была совмещена с боевой винтовкой №3(073), 25–31 января 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz