Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

46 гид И С Т О Р И Я первый советский киносъёмочный ап- парат «Хроникон», который был при- нят комиссией и одобрен для произ- водства. В 1935 году Константинов кон- струирует специальную камеру для авиасъёмок. Под его непосредствен- ным руководством в мастерских Мо- сковской студии кинохроники собира- лись киноаппараты «Хроникон», а на Ленинградском заводе киноаппарату- ры в 1939 году начался выпуск киноап- парата КС-4. Перед началом Великой Отечественной войны Николай закан- чив а е т р а з р а б от ку а пп а р а т а «Хроникон-малютка». Фронтовые ки- нооператоры благодаря Константино- ву были вооружены в прямом и пере- носном смысле специальной камерой «Хроникон-снайпер», в которой каме- ра для съёмки совмещалась с боевой винтовкой. В 1941–45 годах инженер и капитан Николай Константинов возглавляет группу кинооператоров на острове Са- халин. В конце 40-х годов Константинов жил в Липецке. Здесь он разрабатывал специ- альный проект для пунктов кинохро- ники и одновременно снимал докумен- тальные сюжеты для Воронежского корпункта Ростовской студии докумен- тальных фильмов. Естественно, в этот период своей жизни Николай частень- ко бывал в Лебедяни: и отдыхал, и ра- ботал – снимал материалы о крупней- ших плодоводческих совхозах. Его письма, адресованные родным, свиде- тельствуют, что он всегда помнил о за- мечательных уголках своей малой ро- дины. Уже будучи опытным, повидав- шим мир оператором, Константинов справедливо считал именно наши чер- нозёмные места самыми живописны- ми. Советская техника – лучшая Известно, что брат Николая, Василий Константинов, в конце 20-х годов про- шлого века был кинооператором Мо- сковской студии кинохроники. Но, ви- димо, эта беспокойная профессия при- шлась ему не по душе – в начале 30-х го- дов он меняет специальность и перехо- дит на работу в киномастерскую, кото- рая находилась непосредственно при студии. Здесь Василий конструирует один из первых отечественных кино- съёмочных аппаратов, который вскоре запускают в производство. Уже к 1941 году аппарат «Конвас-1», имевший в то время ряд существенных технических преимуществ перед зарубежными ана- логами, ставят на промышленный по- ток. Позднее Василий Константинов создаёт несколько модификаций кино- камеры. Киносъёмочный ручной аппарат КСР, известный всем кинематографистам как «Конвас», в начале 50-х годов стал самой распространённой кинокамерой в отечественном кино. В его названии нашли отражение фамилия и имя соз- дателя – Константинова Василия. Только с 1954 до 1985 года было выпу- щено свыше 10 тысяч камер «Конвас» различных модификаций, а их назва- ние стало именем нарицательным, ко- торое для большинства операторов олицетворяло киносъёмочный аппа- рат. Профессиональные кинематогра- фисты говорили так: «Конвас» – он и в Африке «Конвас». Зарядил «Конвас» кодаком, поставил зумм – и никаких проблем». Выпуск «Конваса» стал од- ним из национальных достижений, олицетворением нового этапа в разви- тии отечественной кинотехники: поя- В 1941-45 годах, инженер и капитан Николай Константинов возглавляет группу кинооператоров на острове Сахалин Василий Константинов. 1928 г. №3(073), 25–31 января 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz