Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

21 экономика К О Н Т Р О Л Ь № 32 (102), 26 июля – 1 августа 2010 г. стороны первого вице-премьера Игоря Ивановича Шувалова. – А какой вклад в копилку весомых ре- зультатов внесли липецкие антимоно- польщики? – Наш коллектив отмечен благодар- ственным письмом за эффективнуюде- ятельность по проведению государ- ственной политики в сфере развития, укрепления и защиты конкуренции в регионе. Собственно в этой многолетней работе и кроется ответ на ваш вопрос о сегод- няшней ситуации на молочном рынке региона. Порядка на нём мы добива- лись долго, но целенаправленно. Ведь антимонопольные органы и существу- ют для того, чтобы предприятия честно конкурировали между собой, чтобы не устанавливали неоправданно высокие (или, наоборот, низкие) цены на свою продукцию или услуги, чтобы «акулы» бизнеса не могли за здорово живёшь проглатывать «мелочь». – Вряд ли монополисты добровольно пошли на такие условия… – Знаете, встречаются люди, которые, почувствовав власть, начинают путать её со вседозволенностью. Так и круп- ные компании, захватив большой сег- мент рынка, в погоне за прибылью уже не видят вокруг ничего. Юнимилк в какой-то момент начал злоупотреблять своим положением, завышая цены на продукцию. А продукция-то социально значимая. Конечно, мывмешались. Об- ратились в суды. Кстати, решения пер- вой инстанции были не в нашу пользу (а значит, и не в пользу рядовых граж- дан). Но мы достойно прошли весь путь по защите липчан. Апелляции, кассации, арбитражные суды, включая высший… Весь этот процесс очень сло- жен. Доказательная база включает в себя огромное количество документов. Девять тысяч их наименований мы за- просили с Юнимилк. Все тщательно проанализировали, надлежащим обра- зом оформили и доказывали свою пра- воту. Так что мы на молочном рынке, если перефразировать известное выра- жение, «корову съели». – И как сегодня можно оценить ситуацию на молочном рынке? – Как стабильную. Это не значит, что нет колебания цен. Они должны быть, исходя из законов экономики. Не се- крет, что закупочная цена зависит от времени года. Летом молока много, а осенью и зимой его меньше. Когда-то количество сырья не отражалось на ко- шельке покупателей, ценник не пере- писывался. Но в рыночных условиях это невозможно да и не разумно. – Это что касается цен. А как быть тем, кто предпочитает покупать продукцию не Липецкого молочного комплекса, а, на- пример, предприятий из Лебедяни, Чап- лыгина, того же Красного? – Во-первых, наверное, уже многие за- метили, что для этих и других товаро- производителей доля рынка увеличи- лась. Во-вторых, у КомпанииЮнимилк естьсвойкругпокупателей.Ав-третьих, вы же не предлагаете нашей службе по- ступать по принципу «держать и не пу- щать»? Монополист на рынке не может считаться «злодеем» только потому, что онмонополист. Он просто должен вести себя цивилизованно. И в этом случае я за него. – Неожиданный поворот. –Ничего неожиданного. Монополист – это солидная компания, в которой ра- ботают сотни людей. Они получают га- рантированную заработную плату. Кроме того, крупное предприятие мо- жет вкладывать больше средств в мо- дернизацию, внедрять новые техноло- гии, проводить научные исследования. А это уже вклад в развитие всей россий- ской экономики. Да, занимая солидный сегмент на рынке, монополист (на за- висть окружающих) получает высокую прибыль. Но и сумма перечисляемых в казну налогов у него гораздо большая, чем у мелкого предприятия. Значит, го- сударство, региональная власть смогут решить больше социальных вопросов. – Нет ли опасности переусердствовать в такой оценке? Ведь есть хозяева круп- ных предприятий, которые на замечания власти тем и отмахивались: «Я плачу на- логи и что хочу, то и делаю». – От нашей службы не отмахнёшься. Она имеет особый статус, подчиняется напрямую правительству. В Россий- ской Федерации нет ни одной структу- ры с такими полномочиями, как у нас. Мы сами дела возбуждаем, сами прово- дим расследования, сами принимаем решения… –…сами накладываете штрафы? – У нас и штрафы особые. Сначала ан- тимонопольная служба имела право лишь применять штраф за несвоевре- менное исполнение предписаний по злоупотреблениям. Складывалась весьма нелепая ситуация – один и тот же предприниматель неоднократно на- рушал закон с несколькими контраген- тами. Мы выдавали предписание в от- ношении одной фирмы, предпринима- тель его исполнял, но тут же совершал нарушения в отношении другой фир- мы. Получалось, что антимонополь- ный орган находился в роли кошки, ко- торая бегает за своим хвостом. Вроде бы предписание вы- полнено, нарушение устранено, но ника- ких материальных санкций за сам факт нарушения не было. Всё изменилось в 2006 году, когда вступил в действие новый Закон «О за- щите конкуренции». Серьёзным наруше- ниям стали соответствовать и серьёз- ные санкции. Например, компания, у которой доля товара на рынке состав- ляет свыше тридцати пяти процентов, навязывает контрагентам невыгодные условия, которые те просто не могут выдержать. Или предприниматель, благодаря своим незаконным действи- ям, получает преимущество и причиня- ет вред конкурентам. Законодатель дал нам право наклады- вать на таких и других недобросовест- ных игроков рынка штрафы, которые зависят от годового оборота нарушите- ля. Сумма составляет от одного до пят- надцати процентов выручки. – В отношении кого применялись оборот- ные штрафы? – Ограничусь одним примером. Липец- кая энергосбытовая компания совер- шила действия, в результате которых предприятие такого же профиля из осо- бой экономической зоны не смогло вы- йти на оптовый рынок электроэнергии. Александр Сешенов: Антимонопольные органы и существуют для того, чтобы предприятия честно конкурировали между собой, чтобы не устанавливали неоправданно высокие (или, наоборот, низкие) цены на свою продукцию или услуги, чтобы «акулы» бизнеса не могли за здорово живёшь проглатывать «мелочь»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz