Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
42 общество Ж И З Н Ь ешь, и святая вода сама «бежит» в кружку или ведро наполняет. Рядом с колодцем возвели деревянную купель. Средства собирали всем миром: мест- ные жители, прихожане и люди верую- щие из разных уголков области – кто сколько мог, спонсоры подсобили – ректор Московского института финан- сов и антикризисного управления Ан- тонина Николаевна Ряховская, другие уроженцы Перехвали, уехавшие в своё время кто в Москву, кто в Санкт- Петербург. Первым освящал источник Благочинный архимандрит Герман. А совсем недавно, 15 июля, деревянную купель на Прощёном колодце освятил епископ Липецкий и Елецкий Никон, предварительно совершив Божествен- ную Литургию в перехвальской церкви Рождества Христова. Во имя Рождества Христова Церковь Перехвальская впервые упоминается в лебедянских книгах за 1627 – 1628 год: «Село Пе- рехваль на речке Пере- хвалке, а в селе церковь деревянной кладки во имя Рождества Христова, а в церкви Божие милосер- дие, образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение мир- ское…». Через сто пятьде- сят лет в Перехвале по- строили новую церковь, деревянную, с приделами во имя Тихона и пророка Илии. Название сохрани- ли – Христо-Рождест- венская. В 1801 году цер- ковь ремонтировали. А с 1885 она стала постепенно «превращаться» в камен- ную. К началу XX века это уже был величественный храм кирпичной кладки с колокольней. Кстати, строили его из местного кирпича. Тогда в Перехва- ли был свой завод, выпу- скавший 60 тысяч кирпи- чей в год. Октябрьскую революцию Христо-Рождественский храм пережил. Досталось ему в 1937-м. Церковь за- крыли, уничтожили древ- ние иконы, сняли колоко- ла. Последний священник Антон Фадеевич Паршин, родом из со- седнего села Ракитино Лебедянского района, по решению суда от 11 сентя- бря 1937 года был расстрелян. Во время забвения в храме располага- лась школа. Потом она обрела своё зда- ние. А восстанавливать храм начали лишь в 1998 году. Как только церковь освятил иерей Андрей Гусев из данков- ского Тихвинского собора, в ней возоб- новились службы. К 2003 году церковь почти полностью отреставрировали. Первыми спонсорами были уроженцы ПерехвалиАнатолийВасильевич Улья- нов и Антонина Николаевна Ряхов- ская. Помогали чем могли и прихожа- не. Сейчас в храме божественную службу несёт отец Александр. 29 августа 2005 года владыка Никон освятил главный престол церкви во имя Рождества Хри- стова. СегодняХристо-Рождественская церковь – одна из лучших в Липецкой епархии. Переехали вал или перехвалили? Почему село назвали Перехваль? Есть две версии. Жители древнерусского го- родка Романцева в поисках новых зе- мель покинули крепость, переехали че- рез вал – «переехаввал». К такому вы- воду пришёл краевед Михаил Полука- ров, делая лингвистический анализ слова «перехваль». Вторая версия бо- лее красивая и похожа она на правду. Во времена Петра Великого в густом Романцевском лесу росли огромные величавые дубы – идеальный стройма- териал для кораблей. Пётр побывал в этих местах. Посмотрел. Потом при- ехал со своей дружиной. Напилили они дубовых брёвен, связали плоты, спу- стили в устье речки Перехвалки, чтобы потом сплавить по Дону. А ночью под- нялся сильный ураган да и раскидал все плоты. Встал Петр I ранним утром, по- смотрел на всё это безобразие и гово- рит: «Ну что, перехвалили мы это ме- сто?». Эту версию происхождения названия села подкрепляет тот факт, что ещё в 1659 году при отце Петра I в селе Рома- ново (Лебедянский район) была круп- нейшая корабельная верфь. При Петре Великом дети боярские были переведены в разряд государ- ственных крестьян. Так что крепост- ными перехвальцы никогда не были. На хлеб насущный зарабатывали от- ходничеством. Село скоро стало зна- менитым – перехвальские пильщики № 30-31 (100-101), 19 – 25 июля 2010 г. Церковь Рождества Христова Нина Макаровна и Владимир Павлович Сячиновы хорошо помнят добрые советские времена. Оба работали в совхозе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz