Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
37 №3(073), 25–31 января 2010 г. Политика – это одно, а поэзия и вообще искусство – это совсем другое. Иногда выходит так, что совершенно ни в чём не повинные сочинения становятся опаль- ными, у нас в Отечестве примеров тому полно, со времён Пушкина… Ну а вооб- ще, конечно, получается, что одно влия- ет на другое. У нас на эти темы разгово- ры были с Аркадием Исааковичем Рай- киным. Он был ко мне благосклонен, мы дружили, он в цирк меня приглашал, а я шутила: «Хотите сорвать представле- ние?». Так вот я ему говорила: «Как вы можете шутить, если вы всё время дума- ете о Толстикове?». Если помните, в те годы Толстиков был секретарём Ленин- градского обкома. Поэтому шуточки у Райкина были такие… осторожные. Ко- нечно, можно шутить, что водопровод- чик плохо чистит трубу. Но дальше ведь не пошутишь? И Аркадий Исаакович прекрасно это знал, и он иногда шутил при мне отдельно. – А можно вспомнить, что это за отдельные шутки Райкина? – Да вообще-то безобид- ные. Это больше шло от избытка артистизма. Когда Аркадий Исаако- вич приехал на гастроли в Москву, он поселился в подмосковном Доме творчества Пере- делкино. После выступлений ему там хорошо отдыхалось. А я в Переделкино работала, как многие писатели. И вот однажды Райкин решил разыграть моих соседей. Я была в курсе его розыгрыша. Мы сидим, разговариваем с соседями в коттедже, вдруг раздаётся стук, грохот! Я открываю дверь – там стоит человек, одет, как разбойник. Соседи очень испу- гались, а разбойник им кричит: «Давай- те ваши вещи, быстро!». Рядом с нами была собака, нет, не моя, это был бездомный и безногий пес, которого я кормила. И собака не лает, а виляет хво- стом, чувствует своего. Собака ведь умнее и нюхлее ( слово, изобретённое Б. Ахмадулиной. – Е. Д. ), чем люди. Я-то это замечаю, а соседи мои в страхе. По- том мне как-то не хватило выдержки не смеяться – и секрет был раскрыт. Я ска- зала: «Прошу вас, Аркадий Исаакович, входите». – Во многих ваших стихах, в поэме «Моя родословная» передано ошеломитель- ное ощущение радости жизни. Как вы ощущаете жизнь сегодня? –Жизнь ощущаю как ближай- шую соседку смерти. И поэто- му надо дорожить всеми на- шими осознанными мгнове- ниями… Конечно, я хочу, что- бы жили другие, но сама я не собираюсь жить всегда. – Сейчас в поэзии некая пауза наступила. Если поэты и пишут, то об этом мало кто знает, и сти- хов люди почти не читают. Мо- жет быть, поэзия перестала быть нужной? Для вас такое по- ложение не представляется ка- тастрофой? – Человечество, по сути, за многие и многие века не изме- нилось. С того времени, кото- рое нам известно, всегда были убийцы и праведники. И убийц было больше. Но при- сутствие одного праведника уравновешивает ситуацию. Иначе человечество должно было бы за все совершенные грехи ответить своим исчезновением. Одни убивают, другие – нет, одни воруют, другие делятся. Одни стихи сочиняют, другие их клеймят. Так что ничего нового. – Белла Ахатовна, если вдруг предста- вить, что стихи ваши сегодня никто бы не читал – вы бы всё равно писали? – Я вообще никогда не думала о том, прочтут ли мои сочинения, напечатают ли? Я писала, потому что по-другому не могла дышать, чувствовать, любить. Хотя, конечно, для писателей это всё- таки очень важно. К примеру, Андрей Платонов. Разве он не хотел, чтобы его произведения были напечатаны? Но знал ли он, что за это печатание жизнью надо заплатить? Таков и Булгаков. Дело не в печатании, а в художественном со- вершенстве. Да, часто приходится пла- тить жизнью. Вспомните судьбы Ман- дельштама, Цветаевой, Ахматовой… – Были периоды, когда вы не писали? – Да, это было, иногда не могла писать. Есть расхожий вздор, что талант обяза- тельно должен быть голодным, мол, поэт от благоденствия не пишет, а от страда- ния пишет. Глупость! Я думаю, периоды писания или неписания не зависят от че- ловека. Человек не всем владеет в себе и не всё о себе ведает. Во всяком случае, одно я точно знаю: если ты провинился перед совестью, еслипогряз в суете, тыне будешь писать. Однажды Анна Андреев- на Ахматова сказала: «Столетье не писа- ла». А у Цветаевой есть: «Петь не могу». Так что великие знают. – Мешала вам или помогала известность и популярность в жизни? – Даю вам честное слово, я не обращала на это внимания. И никогда я этого не учитывала. Отсутствие известности ме- шает знаете кому – тщеславным людям. Во мне нет тщеславия, и я не честолюби- ва, ей-богу! Настоящих людей эти кате- гории вообще не касаются. И меня это не касается. – Какая встреча вам запомнилась больше всего за последнее время? – ( Какое-то время молчит ). Утром гуля- ла с собакой и очень мило поговорила с нашим дворником. О погоде, о жизни, о том, о сём. Иногда меня спрашивают, что я нахожу интересного в общении с простыми людьми. Думаю– только дур- ной и преувеличивающий своё значение человек не понимает, о чём можно гово- рить с дворником. А я могу. . Беседовала Елена ДОБРЯКОВА, Санкт-Петербург–Липецк Белла АХМАДУЛИНА: Иногда меня спрашивают, что я нахожу интересного в общении с простыми людьми. Думаю – только дурной и преувеличивающий своё значение человек не понимает, о чём можно говорить с дворником. А я могу общество П Е Р С О Н А Фото с сайта notebook
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz