Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
41 культура М А С Т Е Р развивать таланты помешала Великая Отечественная. Не до картинок стало. И не только мне. Всему народу кровь, страх и разруха затормозили нормаль- ную жизнь. Послевоенные годы были ещё тяжелее, свирепствовал голод. На- шей семье повезло: отец вернулся с фронта живой и здоровый, устроился на мельницу, и я туда же. Так и выжили. В 1948 году пошёл в вечернюю школу. Для того чтобы поступить в художе- ственное училище, необходимо было семилетнее образование, поэтому я твёрдо решил доучиться. В 1950-м по- ступил на живописное отделение Сара- товского художественного училища, закончил которое в 1956-м. В Липецк я приехал в 1958 году. А в 1959-м случи- лось удивительное событие – волею су- деб в нашем городе собрались выпуск- ники Саратовского художественного училища. Замечательный, интересней- ший период! Тогда зарождалось Липец- кое отделение Художественного фонда РСФСР, липецкий Союз художников, и нам посчастливилось стоять у истоков всего этого процесса. Хорошо помню, как писал прямо у до- менных печей. Их тогда было всего две, сейчас-то седьмую уже строят. Произ- водство было для меня чрезвычайно интересным. Стараясь никому не ме- шать, пристраивался где-нибудь в угол- ке и наблюдал, делал наброски. Пер- вый горновой – а всего их было четверо – Фёдор Михайлович Двуреченский когда увидел, что я серьёзно интересу- юсь работой сталелитейщиков, сказал: «Ты молодец, тоже трудишься здесь со своим инструментом. Бери у меня лю- бого из парней, рисуй, а мы и втроём справимся!» Я, признаться, был просто в восторге, оттого картины получались очень искренними. Они попали на са- мую первую областную выставку мест- ных художников в 1959 году. С этой экспозиции мы отправили работы в Москву. Сначала на всероссийскую вы- ставку, а потом – на всесоюзную. Ощу- щение радости, когда из столицы каж- дому из восьми молодых мастеров при- слали по два диплома, было просто не- передаваемым! Так начинался липец- кий Союз художников. В 1961 году от- крывали уже четвёртую областную вы- ставку. На нас стали обращать внима- ние, много писали. Особенно старались журналисты газеты «Ленинское зна- мя», всегда шли в ногу с деятелями ис- кусства и культуры. – Анатолий Дмитриевич, но ведь вы из- вестны и за пределами Липецка… –Мне довелосьмного где побывать, по- жить: и на Урале, и на Волге, и на Дону… Везде работал, творил. Природа хоть и разная, всюду интересная. Смена обсто- ятельств, окружения, ландшафта – са- мое главное для художника. Это и есть источник его вдохновения. Вот, напри- мер, «Рассвет в горах Урала». Могучие Уральские горы, окутанные молочным туманом! Красота! Подобное можно увидеть только в тех местах. Такие эпи- зоды меня всегда волновали, их я ста- рался передать на своих картинах. Но вдохновляет меня не только приро- да. Стимул к творчеству даёт общение с людьми. А вообще темы Земли и Чело- века для меня равнозначны. Только природа раскрывается легче. Пейзаж призван изобразить её нежность, её первозданную красоту, естественные состояния, которые просто надо почув- ствовать и верно передать на бумаге. Портрет – это психология, взгляд, вы- ражение лица. Нужно учитывать все нюансы, чтобы зрителю было понятно, о чём думает человек, изображённый на картине. Возьмём работу «Жена дон- ского казака». В жизни это довольно простая женщина, но мне почему-то ка- зался очень поэтичным её образ. Од- нажды я застал казачку за чтением кни- ги и моментально «зацепился» за выра- жение глаз. Как будто человек очень да- леко, погружён в себя. Сразу захотелось запечатлеть это мгновение. Надо при- знать, даются подобные задачи трудно. Даже такой мощный живописец, как Гойя, признался, что только к пятидеся- ти годам понял: портретируя человека, надо писать не просто глаза, а взгляд. – А вы чувствуете, как Гойя, что обрели «Рассвет в горах Урала», 1988 год «Жена донского казака», 2008 год «В нашем саду», 2008 год № 29 (099), 12 – 18 июля 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz