Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

общество П Е Р С О Н А 36 Фото Александра ТЯГНЫ-РЯДНО (с сайта vavilon.ru) №3(073), 25–31 января 2010 г. О днако наше человеческое ( читай – журналистское ) любопытство не утолить, нам неизбежно хочется за- фиксировать состояние се- годняшнее, возможно, нарушить нир- вану творца или вторгнуться в его пси- хическое пространство, скрестить его эмоции со своими, и чтобы от этого произошла хотя бы какая-то реакция. Смысл здесь только в одном – постичь что-то и передать это постижение дру- гим. Вряд ли кто-то будет оспаривать, что Белла Ахмадулина – не кто иной, как поэтический гений. Гениальная женщина-поэт живёт в наше с вами время, гуляет по двору с собачкой, раз- говаривает с дворником о погоде, по утрам варит суп. «А разве вас не инте- ресует, из чего я сварила супчик? – по- детски и знакомо-протяжно, нежно спрашивает она. – Я люблю иногда го- товить, люблю накрывать на стол, встречать гостей. Во мне есть эта чёр- точка уюта, наверное, от моих татар- ских корней. А варить супчик – прият- ное занятие, за ним можно сосредото- читься и стихи написать». – Белла Ахатовна, поговорим о жизни… – Конечно, о жизни – зачем же о смерти. – Я имею в виду, что вы проповедуете в жизни? – ( Долго думает ). Я очень бережно об- ращаюсь со словами… А проповедовать я ничего не могу, потому что я не пропо- ведник. Я лишь тот, кто я есть. – Можете ли вы обидеть человека и что вы при этом чувствуете? – Обидеть? Да, мне приходилось неча- янно... Может быть, причины какие-то и были… Но я никогда не обижала того, кто беззащитен. – Наверняка вас саму обижали в жизни не раз? – Вы удивитесь, нет! Пытались всякие начальники, чиновники, но я на это не обращала внимания. Я не сожалею о том, что кто-то меня задел или вдруг унизил, и не помню обид. А ещё всё дело в том, что оскорбить меня невозможно. – Почему? – А потому, что я не снесу оскорбления. Я обязательно отвечу, я очень остра на язык. Вот ко мне особенно никто и не придирался. Как-то стороной обходили. – А если вспомнить 79-й год? Вы опубли- ковали свои стихотворения в запрещён- ном альманахе «Метрополь». Участников его – Аксёнова, Вознесенского, Ерофее- ва, Высоцкого – разбирали по косточкам партийные функционеры и «правиль- ные» писатели, поэзию приписали к «порнографии духа», назвали «серой, пошлой, бездарной». А лично с вами, Белла Ахатовна, связали такое понятие, как «сдвинутое сознание». Разве вас это не обидело? – Почему это могло меня обидеть? Я ра- довалась этому. ИВасилийПавловичАк- сёнов, который был главным в альмана- хе, тоже радовался. Мы думали – как хо- рошо, что наша дурашливость оказалась гораздо умнее злости и ограниченности этих… Мне кажется, главное достижение «Метрополя» было в том, что молодые поэты получили возможность напеча- тать то, что они хотели. Если бы вы виде- ли, какая для Володи Высоцкого это была радость! Ведь он ощущал себя поэ- том, а хода никакого не было. Это очень важно было для него, очень важно. – И для вас это было важно? – Возможно, не так, как для него. У меня выходили книжки до «Метрополя». И ещё… у меня никогда не было алчности к печатанию своих сочинений. Я всегда знала, что эту плату я никогда сборщику налогов не дам. Пугатьменя было нечем. – Скажите, Белла Ахатовна, поэзия и по- литика могут существовать вместе? Или они только тогда соединяются, когда есть цензура? –Это совершенно не соотносимые, даже двоюродно не соотносимые понятия. Белла Ахмадулина знает, о чём можно поговорить с дворником «И нежный вкус родимой речи...» О поэте лучше его собственных стихов никакие статьи, рецензии и интервью не расскажут. Это вечный материал, интимный и удивляющий, во все времена. Пушкин современен. Ахматова близка и созвучна душам многих. Вошли в плоть и кровь интеллектуальных читателей Цветаева, Бунин, Бродский, Ахмадулина…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz