Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
33 общество Р У Ч Н А Я РА Б О ТА показать. Изысканные вещи. Другая моя приятельница, заведующая отделом искусств Областной универ- сальной научной библиотеки Ольга Сергеевна Иванова, вышивает. Причём сначала это были вышивки картинок крестом именно пожурнальным рисун- кам. Когда она увидела, как, я, выкраи- вая свои носовые платочки, из остатков вырезаю ещё и книжные закладки и об- вязываю их, то придумала вышивать эти закладки. Так её вышивки приобре- ли более близкое моему сердцу при- кладное значение. Работнице одного из православных храмов она как-то в пре- стольный праздник подарила нашу за- кладку — для Библии илиМолитвосло- ва. Та спросила: — Кого за это благодарить, за кого мо- литься? Ольга Сергеевна смутилась, но сказала: — Мы — две Ольги. Одна вышивала, другая обвязывала. «Дом, который построишь ты» Хорошо помню времена, когда только два журнала — «Работница» и «Кре- стьянка»—радовали своих читательниц выкройками, рисунками, схемами, при- чём в весьма небольшом количестве. Их переводили на кальку и че- рез копировальную бумагу. Таких много в той старой папке моей мамы. Но вот не столь уж давние события. В 1980-м году меня вызвали в очередную командировку в Централь- ный Комитет комсомола (время от времени бывали такие ко- мандировки). Задачу поставили: напи- сать для отдела печатиЦККПСС справ- ку, защищающую, иносказательно, ко- нечно, газету «Пионерская правда», на которую был тогда сильный «наезд» со стороны одного высокого лица. А надо сказать, что случилось это как раз в лучшие годы этой газеты! Я сидела с подшивками, работала, писала, потом стало ясно: надо о некоторых вещах по- говорить с руководством редакции. На- пример, о прекрасной рубрике «Дом, который построишь ты». В этих мате- риалах говорилось очень деликатно о том, что такое хороший дом, хорошая семья. Публиковались иногда и рецеп- ты, выкройки, конкретные бытовые со- веты. Эту рубрику надо было отстоять. Посоветовавшись с сотрудницей ЦК ВЛКСМ, я поехала к заместителю глав- ного редактора «Пионерки» (сама главный редактор слегла тогда от таких неприятностей). И вот наша беседа с этим умнейшим человеком. Он всё мне объяснил. Но…Помню, как мы с ним хором сказали: — Конечно, рубрика эта не соз- дана для конкретных бытовых советов, она глубже… …Да, глубже, разумеется, это так и было, но почему же вы- кройка или рисунок вышивки вредны главной газете страны для детей? Это я сейчас себе та- кой вопрос задаю. А тогда про- сто рада была, что сумела всё сформулировать в защиту «Пи- онерской правды», и позже мне говорили, что справка моя бла- гополучно ушла в ЦК КПСС, да там и успокоились. Рубрику ту оставили, хотя «наезжавший» утверждал, что она воспитыва- ет в детях мещанство. А всего несколько лет назад ку- пила я в нашем ЦУМе крючок для поднятия петель. Произ- водства Великобритании. Мой- то крючок ещё с 60-х годов. А английский — из отличной ста- ли, очень удобный. Но что же это зна- чит? Значит, какая-нибудь, условно го- воря, мисс Марпл, сидя в своём доме, поднимает петли на колготках, на ином трикотаже. В то время как у нас, в Рос- сии, многие сегодня даже не знают, что это вообще делается! Ловко же из нас «выколачивали» в при- снопамятные времена Дом… Мера красоты и богатства Из моих северных впечатлений (а я в Республике Коми 20 лет проработала) самое дорогое — воспоминания о бере- стяном мастере Семёне Ильиче Овери- не. Его работы—вМузее этнографии, в зарубежных музеях, в частных коллек- циях. У меня остались два его туеска, солонка и даже берестяные бусы. Это вечные вещи. Мы похоронили Семёна Ильича за полгода до моего возвращения- переезда в Липецк. И помню, как вози- ли его за несколько лет до этого во Все- российский детский центр «Орлёнок», что близ Туапсе. Я была консультантом смены. У нас в дружине «Стремитель- ная» работало тогда 40 мастерских, одна из них—берестяная. СемёнИльич привёз бересты и инструментов на всех. Ипомню, как, обходя всех осталь- ных, заканчивала день всегда у Семёна Ильича. Все работали, и я подбирала с полу маленькие кусочки бересты, раз- резала их на полосочки, склеивала эти полосочки в длинные ленты и плела, как мастер учил, — в 4 ленточки. Он был так тронут, что я бересту-то берег- ла и делала из отходов нужные вещи — книжные закладки например. …Мне близка глубокая мера красоты и богатства тех, о ком я рассказываю. У этих людей есть внутренняя гармония, и через сделанную вещь они делятся своей гармонией с другими людьми. Совсем недавно в нашем журнале был чудесный материал о лоскутном шитье —печворк. Мысленно протягиваюруку этим женщинам. . Ольга КЛЕКОВКИНА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Маша Кораблёва. 12 лет. Школа пейзажной вышивки Когда человек работает с нитью, деревом, с иным материалом, время течёт для него по-другому. Творчество всегда — создание своего мира. Трудно представить, например, вышивающую женщину, девушку глупой, злой, нескромной, крикливой, самоуверенной №3(073), 25–31 января 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz