Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
32 общество Р У Ч Н А Я РА Б О ТА Первая выставка, в которой их пригла- сили участвовать, — «Вышитая карти- на». Спрашивали: —А где вы взяли такие сюжеты? Приходилось объяснять, что тут сво- бодное «рисование» нитками. Это по- нимали не все, ведь на выставке встре- чались и тщательные копии изображе- ний одалисок, полотен И. И. Шишкина крестом и работы, выполненные по ри- сункам из журнала «Burda»… Впрочем, как подумаешь, что и простым копиро- ванием занимается всё равно мень- шинство, так и скажешь: и это заслужи- вает уважения. Время течёт по-другому… Что даёт рукоделие помимо конкретно- го художественного результата? — рас- суждали мы тогда с Тамарой Сергеев- ной. Она говорила: — Когда человек работает с нитью, де- ревом, с инымматериалом, время течёт для него по-другому. Творчество всегда — создание своего мира. Трудно пред- ставить, например, вышивающую жен- щину, девушку глупой, злой, нескром- ной, крикливой, самоуверенной. Действительно, в этих изысканных ра- ботах видишь прямо противополож- ные качества. Человек создаёт произ- ведение. Произведение создаёт, отта- чивает личность. Помню, мы разговаривали с Тамарой Сергеевной и пытались вместе понять, когда же в нашем обществе стало утра- чиваться умение и даже воспринимать- ся как нечто неловкое — мол, значит, денег нет, купить не могут. В среде-то интеллигенции, дворянства штопали и вышивали. Сведения об этом мы встре- чаем на страницах произведений худо- жественной литературы, мемуаров, дневников, учебных пособий для гим- назисток и воспитанниц институтов благородных девиц. Моя покойная мама вспоминала, как жили они с папой первые годы после женитьбы. Это были 30-е годы. Папа, выросший в бедной крестьянской се- мье, искренне считал: вышивкижены— красноречивое свидетельство, что он не в состоянии купить «магазинное». По- том началась война, потом потянулись годы послевоенной нужды, я тоже рос- ла страстной рукодельницей и начина- ла стесняться этого. А умела уже вязать, штопать, поднимать петли на чулках (потом — на колготках). Прекрасно помню, как в 60-е годы абсолютная ориентация на промышленное произ- водство предметов быта стала уже офи- циальной государственной идеологией. Домашнее рукоделие фигурировало в газетных фельетонах наряду с канарей- кой и фикусом. На памяти наших чита- телей постарше — то, как в семьях своё прочное место занял телевизор, от ко- торого уже многие и оторваться не мо- гут, как появилось слово «достать» (на- пример, импортную вещь). Наступило время новых возможностей, желаний и стандартов. Теперь появился прежде не слыханный в нашем Отечестве недели- катный обычай жаловаться окружаю- щим на бедность, на невозможность приобрести то и это. Я спрашивала Тамару Сергеевну, есть ли дети, которым трудно научиться вы- шивать? — Да, ответила она. — И пояснила: — Это те, кто был лишён домашнего уюта, его подробностей, кто привык к голым стенам и готовому результату. С рожде- ния с ними не занимались развитием мелкой моторики. Есть над чем задуматься… Искусные липчанки Ну обо всех-то я не расскажу и, конеч- но, многих не знаю. Но вот хотя бы не- которые. Моя добрая знакомая, социальный ра- ботник Ольга Витальевна Мудраченко, работает в Геронтологическом центре социально-трудовой реабилитации ин- валидов и пожилых людей департамен- та социальной защиты населения Ли- пецка. Увидев обвязанные мною носо- вые платки, рассказала, как она зани- малась в начале 90-х годов в кружке ме- режки. И даже привезла свои изделия С. Падерина, 12 лет. Школа пейзажной вышивки Саша Маринина, 12 лет. Школа пейзажной вышивки Саша Маринина, 12 лет. Школа пейзажной вышивки №3(073), 25–31 января 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz