Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
42 куль т у ра М А С Т Е Р зать в Липецке из чёрного дерева фигу- ру папуаса, это значительно лучше сде- лают где-нибудь в Африке. Поэтому я решил искать вдохновения в исконно русских иконописных корнях. Некото- рые теоретические азы были получены ещё в училище и в институте, остальное постигал уже в процессе опытных изы- сканий. – А в плане тематической основы обра- щались к уже известным сюжетам или давали волю фантазии? – Евангелие, Библия бесконечны. Но изобразительных мотивов там не так уж и много. Традиционно известно от силы три-четыре десятка. Поэтому, чтобы обнаружить что-нибудь новое, волей-неволей приходится постоянно перечитывать Священное Писание – вдруг какая-нибудь притча раскроется с неожиданной стороны, вдруг подвер- нётся неизбитая тема. Плюс к тому изу- чаю специализированную литературу – и богословского, и искусствоведче- ского характера, и научную. Благо её сейчас в изобилии. Всё это соединяет- ся, откладывается, перекликается в моей голове. Элемент поиска, совер- шенствования выражается и в техниче- ском плане. Бывает, расколется вне- запно доска – что делать? Надо запро- граммировать как-то эту трещину, под- чинить её общему замыслу. – Не возникало желания поменять прио- ритеты в творчестве? – Позволю себе процитировать слова Бенуа-старшего. Он сказал, что искус- ство дано Богом и должно служить Богу. Поэтому естественно, что каждый художник в той или иной степени при- зван выражать свою духовную пози- цию. Я, наверное, делаю это не опосре- дованно, не по касательной, а напря- мую – «в лоб». – Можете ли отнести своё творчество к категории современного искусства? – Почему бы и нет? Я живу сегодня – значит, я современный художник. В моём случае нет эпатажа, вызова, кото- рые используют актуальные и модные авторы. Можно говорить, скорее, о не- кой традиционности. О преемственно- сти, как духовной, так и материальной. Ведь темы, которые я развиваю, приду- мали не вчера и не в 1991 году, когда я начинал. Материал, используемый мною, тоже привычный для иконопи- си. С другой стороны, сочетание мате- риалов даёт некоторый элемент новиз- ны. Хотя, повторюсь, принципиально нового я ничего не изобрёл. Всё изо- бразительное искусство до импрессио- низма, по большому счёту, было подчи- нено канонам, художники были обяза- ны писать, подчиняясь определённым правилам. И во многом всё это подчи- нялось религиозному тексту. Посудите сами: в Третьяковку или Эрмитаж бес- смысленно идти, не прочитав Библию, в ином случае вы просто не поймёте, что делают на картинахЮдифь, Голиаф и иже с ними. И общество, и искусство раньше было более воцерковленным, нежели теперь. Что касается нашей страны, то люди в какой-то период, благодаря советской идеологии, очень сильно отдалились от христианства. Поэтому я вижу своё творчество как не- кий канал, ручеёк, посредством кото- рого мои соотечественники смогут со- прикоснуться с миром духовности. Свои работы, тем не менее, я не скло- нен воспринимать как предметы куль- та, хотя и имею благословение Патри- арха Московского и Всея Руси Кирил- ла. Скорее это всё-таки картины. Икона – обработанный веками знак, который нужно уметь читать, что не каждому под силу. Моё творчество может слу- жить подспорьем человеку, который хочет научиться понимать иконы. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Василий ВАСИН: Люди в какой-то период, благодаря советской идеологии, очень сильно отдалились от христианства. Поэтому я вижу своё творчество как некий канал, ручеёк, посредством которого мои соотечественники смогут соприкоснуться с миром духовности Благовещение Поклонение пастухов № 27 (097), 28 июня – 4 июля 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz