Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
41 куль т у ра М А С Т Е Р – Василий Васильевич, вы относите свои работы к религиозному искусству? – Безусловно! Но не стоит путать рели- гиозное искусство с церковным. Рели- гиозное искусство может носить при- знаки светской традиции, а в церков- ном подобные вольности недопустимы – там царит канон. В моём случае спра- ведливо говорить лишь об определён- ной тематике. Для того чтобы предме- ты искусства можно было с полным правом относить к церковной сфере, они должны создаваться в монастырях, в тишине и покое. Задача же светского искусства –привлекать внимание, быть посредником между церковным искус- ством, зачастую трудным для понима- ния, и обычным зрителем, не имеющим богословского образования. – А как вы пришли к тому, чем сейчас за- нимаетесь? – Начиналось всё в 1991 году с досок, с классической живописи, со стремления к объёму. Хотелось взять лучшее от прославленных мастеров, таких как Феофан Грек, Андрей Рублёв, Диони- сий. Одной из основных технических задач, которую я поставил перед собой, было соединить живопись, скульптуру и графику. Необычная форма, которую я сейчас препарирую, появилась слу- чайно, а потом развилась в закономер- ность. Дело в том, что в какой-то мо- мент меня стала особенно привлекать рельефность, ведь она и есть стремле- ние к скульптуре. Если мы говорим о картине как об окне в какой-то потаён- ный мир, то объёмная вещь создаёт эф- фект присутствия здесь и сейчас. Постепенно я почувствовал, что задачи тематические и технические стали фор- мировать сам стиль. К тому же реши- лись и некоторые чисто профессио- нальные вопросы. Например, раньше не было багетных мастерских, и приходилось це- лыми днями самому готовить рамы для картин. Когда стал писать на дереве, пробле- ма отпала сама собой. Ра- бота с пластической фи- гурой, а не со строгим прямоугольным форма- том отменила необходи- мость тратить время на подгонку доски. Только не подумайте, что я чрезвычайно упрощаю свой труд. Напротив, когда я освоил техно- логию, то изготавливал до шести работ ежемесячно, а те- перь из-за постоянно внедряемых новшеств за тот же период всего одну. Я эксперименти- рую со смальтой (моза- ичная техника), сте- клом. Существует два способа интегрировать стекло в мои иконы. Оно либо плавится под конкретное произведение, либо особым образом колется и режется, а потом обрабатывается и склеивается. – Есть ли другие мастера, которые занимаются твор- чеством, созвучным с ва- шим? – Насколько мне извест- но, подобное направле- ние в религиозном искус- стве больше никто не развивает. Живопись, графика, керамика – основные сферы прило- жения современных ху- дожников. Да и в плане тематики не встречал на- столько последовательных авторов. Мало кто подчиняет всё своё творче- ство исключительно религиозной стезе. Я обратился к библейским сюжетам в 1991 году. Это было тяжёлое время для культуры, Художественный фонд раз- валился... Пришлось задуматься: куда двигаться? Меня посетила интересная мысль: в чём состоит феномен Ильи Глазунова, который стал внезапно ши- роко известен, в том числе и за рубе- жом? Для Запада он представлял имен- но русскую живописную традицию! Так или иначе, это был его конёк, благодаря которому Глазунов стал успешен как творец. Согласитесь, глупо было бы ре- Фома неверующий Покровитель путешествующих Омовение ног № 27 (097), 28 июня – 4 июля 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz