Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
39 культура ГА С Т Р О Л Ь чае не подумайте, что я желаю Виктору чего-то, кроме здоровья и долголетия! Мне вообще близка его позиция, кото- рая была озвучена после премьеры. Писатель признался, что ему самому приятно открывать через сценический язык новые, неожиданно проявляю- щиеся смыслы и грани собственного романа, а на нашу кухню он не лезет, поскольку мало в ней смыслит. Это мудро. – Почему Виктор Пелевин обращается к таким масштабным фигурам, которые в сознании любого россиянина закрепи- лись в качестве архетипических образов – Чапаеву, Толстому, я имею в виду его последнее произведение «t»? – Все главные герои его произведений занимаются решением одной и той же проблемы, только поставлены они в разные обстоятельства. И эта проблема – понять: кто они, что они, где они? В «Чапаеве и Пустоте» Петька пытается разобраться, находится ли он в псих- больнице или участвует в боях Граж- данской войны. Граф Т. – центральный персонаж романа «t» – ищет Оптину Пустынь, где бы ему объяснили – кто он такой. В «Empire V» герой ищет своё место среди вампирского общества. На самом деле всё это в совокупности яв- ляется метафорой нашего стремитель- но меняющегося мира, где человек за- частую просто не может осознать себя и своё предназначение. Поэтому Пеле- вин и интересен, ведь он поднимает универсальные для всех вопросы, на которые читатель пытается найти отве- ты, в том числе и через мудрёный пеле- венский слог. – Пелевин практически не даёт интервью, он самоизолировался от масс-медиа. Он не публичная, не светская персона. И, тем не менее, его имя на слуху вот уже полто- ра десятилетия, его произведения вошли в школьные учебники. В чём же секрет? – Признаем, вопросы нынче в интер- вью задают не всегда корректные. Мне как режиссёру интересно и уместно рас- сказывать о своём спектакле, а не о том, что я ем на завтрак. Понимаете? Вооб- ще такой метод «взаимодействия» с внешним миром не был придуман Пе- левиным. Недавно ушедший из жизни американский писатель Джером Дэвид Сэлинджер никогда не общался с прес- сой, всячески оберегая свою приват- ность, чем снискал к себе феноменаль- ный интерес, граничивший с ажиота- жем. Любая информация о нём стано- вилась сенсацией. Трудно сказать, что подвигает творческих людей на подоб- ные действия. Думаю, что нежелание говорить сверх того, что они пишут в книгах. Парадоксально, но Пелевин умудряется использовать ситуацию ра- диотишины себе на пользу. Ведь в итоге все издания кричат: «Он не даёт интер- вью! Человек-загадка!»Это и есть пиар- ход, который сами же СМИ тиражиру- ют, создавая писателю таинственный ореол. А всё неизвестное притягатель- но. Кстати говоря, проза Виктора Пеле- вина никогда не была оторвана от со- временности, от того, что вокруг. Его свежие книги всегда пестрили острыми образами окружающей действительно- сти. Значит, ему не всё равно. Он крити- кует спецслужбы, власть, существую- щие порядки. И через прямую речь ге- роев книг таким образом выражает свою гражданскую позицию. Все что-то говорят, пусть хоть один кто-то молчит. Очевидно, Виктор закрепил за собой такой приоритет. Знаете, в театре суще- ствует так называемый «принцип водо- ворота». Допустим, на сцене находится много людей, а необходимо выделить кого-то одного. Лучший способ осуще- ствить это – заставить всех остальных двигаться, а одну фигуру застыть. Именно она и будет обращать на себя наибольшее внимание, а вся остальная массовка выполняет лишь обслужива- ющую функцию. Так и здесь: в про- странстве, где все говорят, привлекает тот, кто сохраняет безмолвие. – Спасибо за интервью. Успехов вам! . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz