Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

24 экономика И Н Н О В А Ц И И активный человек, участвует во всех наших конференциях и всегда прино- сит новые идеи. Есть некоторые учите- ля, которые активно стали заниматься творческой деятельностью, например, преподаватель технологии гимназии № 19 Андрей Колобов. Я рад, что у меня появились сподвижники. «Техно- логия» не должна быть исполнитель- ским предметом – смастерить стул, вы- пилить что-то из дерева и прочее, она должна быть предметом творческим. Даже если брать кружки технического творчества (моя первая кандидатская диссертация была как раз посвящена развитию технического творчества), на самом деле там происходило и проис- ходит моделирование и конструирова- ние по чертежам (самолётики, лодки). Никакие творческие задачи перед деть- ми не ставятся. Учить изобретать почему-то начинают только в вузе, в лучшем случае – в учи- лище или техникуме. Моя задача как пе- дагога показать, что изобретательство доступно даже младшимшкольникам. – Р азве изобретательство – это не удел единиц, наделённых творческо- рационализаторской харизмой? – Это заблуждение, что один родился изобретателем, а дру- гой нет. Два фактора влияют на развитие личности – наслед- ственность и окружающая сре- да, которая формирует челове- ка. Есть очень много методик ак- тивизации поиска решений творческих задач. Как в мате- матике, например, методики быстрого счёта. В изобретательстве есть точно такие же приёмы. Зная их, изобретать легко. Этому я обучаю детей, и они иногда на одном часовом занятии при- думывают до пяти изобретений. Требования предъявлять надо не к де- тям – они все талантливые, а к учителю – насколько он горит желанием всеце- ло отдавать себя профессии. Я знаю преподавателей, которые говорят, что научить изобретать нельзя. И переубе- дить их очень трудно. Я провёл самый удачный педагогиче- ский эксперимент на младшем сыне, который сейчас явно обходит отца по количеству изобретений, на лету осва- ивает новые технологии, например, компьютерные, которые мне даются с трудом. Я даже на помощь его зову. И рад этому. Некоторых педагогов заедает: как же так, он школьник, а быстрей меня догадался. Нужно быть просто-напросто щедрым душой, разу- мом и посвятить жизнь тому, чтобы развивать не столько себя, сколь- ко детей. На протяжении четырёх лет я каждую субботу ухожу из дома в школу. За условную заработ- ную плату, даже не хочу её называть, чтобы не было смешно, учу детей изобретать. Я вижу блеск в глазах ребяти- шек и чувствую радость от того, что они додума- лись до решения задач – это дороже денег. Есть ради чего работать и жертвовать своим вре- менем. – Вячеслав Петрович, есть ли возрастная планка, когда можно начинать учить изо- бретать? – Да нет, конечно. Я вот сейчас на своей внучке проверяю, насколько малень- кий ребёнок сообразителен, даю ей простые задачи. Например, как тремя линиями соединить четыре точки. Я вижу, что ей это интересно, особенно когда найдено правильное решение. Приведу такой пример. Когда ставишь творческую задачу пятиклассникам, они охотно её решают. В 10-11 классах даёшь ту же самую задачу – видно по глазам, что они знают, как решить, но руки не поднимают: а вдруг не так отве- чу. У них уже сложилась психологиче- ская инерция своей личной безопасно- сти: лучше я промолчу. Первое, что мы делаем в «Новаторе» – разрушаем у де- тей этот психологический блок, разви- ваем творческую активность. Даже если ответил невпопад, всё равно все знают – это удачный ответ, потому что он натолкнул на какую-то новую идею, и она пошла развиваться. Сейчас в «Новаторе» занимаются школьники с пятого класса. За че- тыре года существования центр добился довольно серьёзных успехов – в Тайване на междуна- родной выставке салона промыш- ленной собственности из один- надцати золотых медалей три за- брали мы, из Хорватии привезли целый комплект различных меда- лей. В 2008 году нашу липецкую молодёжь признали самой интеллекту- ально развитой на Московском между- народном салоне интеллектуальной собственности «Архимед». Один из моих учеников, семиклассник Леонид Хрипунков, в этом году стал победите- лем национальной детской премии России. И ещё множество достижений, которые доказывают, что изобрета- тельская деятельность доступна детям. И надо этим заниматься. Чем раньше, тем лучше. Сейчас мы хотим сделать набор в шко- лу «Новатор» с первого класса. Если с этого возраста дети научатся решать творческие задачи, их мышление бу- дет на порядок гибче, активнее. Се- годня в нашем арсенале для младших школьников – около пяти тысяч за- дач. Они – из различных источников, а некоторые придумали сами. Сейчас Александр Тананакин демонстрирует схему «Солнечного насоса» Вячеслав ТИГРОВ: Наша миссия: научить детей изобретать и производить отечественные товары, прославляя Россию № 27 (097), 28 июня – 4 июля 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz