Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
23 экономика И Н Н О В А Ц И И что когда смотрю на какие-то предме- ты, начинаю думать, как их усовершен- ствовать. Когда перешёл в пятый класс, узнал о центре «Новатор». У меня глаза загорелись, засветился весь. Мне очень хотелось свой проект реализовать – устройство для заправки масла в труд- нодоступные места силового агрегата, в двигатель, проще говоря. – И как же оно действует? – Одну треть ёмкости заливаем мас- лом, а в оставшиеся две трети накачи- ваем воздух под давлением примерно 3-4 атмосферы, открываем клапан, и масло под напором попадает в ём- кость. Это моё изобретение. Его я представлял на спецсмене «Золотой запас-2009» в ВДЦ «Орлёнок». Там были изобретатели, нанотехнологи, биотехнологи. Как альтернативная энергия овец напоила А вы знаете, как на пастбище, высоко в горах, напоить овец? Вверх по крутому склону вёдер с водой не наносишься. Как помочь чабанам? Вот такую задач- ку преподнёс Вячеслав Тигров своим подопечным, и школьники придума- ли… гравитационный насос. – Суть в том, – рассказывает один из авторов изобретения, девятиклассник 68-й липецкой школы Володя Шиш- кин, – что на пастбищах нет электриче- ства, чтобы качать воду. Нужны альтер- нативные источники энергии. И мы нашли такой. Ручей. У горного ручья быстрое течение. Гравитационный на- сос действует так: вода из ручья попа- дает в специальную ёмкость, она на- полняется и давит на насос, выталки- вая воду вверх за счёт энергии ручья. – А если ручей далеко? – спрашиваю юного Кулибина. – Всё просчитано и предусмотрено, – отвечает Володя. – Трубки от насоса можно пустить в сторону или вверх поднять на десятки метров. А ещё ребята придумали решётку- лестницу для спасения людей из горя- щих помещений. На окне стоит вроде обычная решётка. Но если, не дай Бог, случился пожар и нет другого выхода, как через окно, решётка быстро пре- вратится в лестницу. Стоит только от- крыть замочек. «Новатор» – школа новой эпохи Вот такие полезные людям изобрете- ния придумывают простые липецкие школьники. А ведёт их по волнам твор- чества и рационализаторства талант- ливый педагог и изобретатель Вячес- лав Петрович Тигров, под началом ко- торого и заработала четыре года назад в Липецке уникальная школа – моло- дёжный научно-технический иннова- ционный центр «Новатор». Правда, официальной датой открытия «Нова- тора» считается март 2009 года. Центр – это тоже своего рода изобретение не- утомимого педагога. Что даст он миру? Об этом – наша беседа с Вячеславом Тигровым. – Вячеслав Петрович, в советские време- на в школах изобретательство не препо- давали, тем не менее в прошлом веке на изобретательском поприще работали многие известные и не очень люди. –Правильно. Но тогда решались совер- шенно другие задачи. Один профессор из Калифорнии, с ко- торым мне довелось познакомиться на Все- российском инноваци- онном конвенте, про- ходившем в Москве в 2008 году, очень пра- вильно сказал: была у нас эпоха сельскохо- зяйственного труда, потом – индустри- альная, сейчас наступила новая эра – интеллектуальная. И, по большому счё- ту, выживет тот, кто будет мыслить творчески и креативно. Если задумать- ся об этом глобально, наша Земля не так уж огромна в масштабе Космоса, и ре- сурсы её ограничены, поэтому нужно осваивать новые технологии, завоёвы- вать новое пространство, иначе челове- чество обречено на гибель. Выход один – интеллектуальное развитие человека. Поэтому мы и встали на путь воспита- ния с детских лет творческого мышле- ния с технологическим, изобретатель- ским уклоном. В этом плане сегодня ведь практически никто со школьника- ми не занимается. Когда я был депута- том Госдумы, как-то на заседании про- фильной комиссии обсуждали вопрос по подготовке инновационных кадров. Мне пришлось долго объяснять и дока- зывать, что эти кадры надо взращивать со школьной скамьи, включать ребят в творческую конструкторскую деятель- ность, развивать у них изобретатель- ское мышление. – А в школах совсем нет педагогов, кото- рые направляют ребят в русло рациона- лизаторства? Ведь есть, например, пред- мет «Технология». –Есть отдельные педагоги-энтузиасты. В школе села Ильино – Евгений Васи- льевич Анненков. Прекрасный педагог, Володя Шишкин c гравитационным насосом Саша Никонов с «решеткой-лестницей» Саша Никонов, семиклассник лицея № 44, и Илья Бортников, ученик 20-й школы, в этом году получили диплом I степени областного фестиваля научно-технического творчества молодёжи за лучшую работу «Решётка- лестница» в номинации «Безопасность, защита и спасение» № 27 (097), 28 июня – 4 июля 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz