Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
14 главная тема П Р О Д О В О Л Ь С Т В И Е № 27 (097), 28 июня –4 июля 2010 г. – Микаэл Станиславович, не секрет, что экспортная торговля продовольствием – это привилегия достаточно развитых го- сударств, которые давно уже поняли, на- сколько выгодно делать деньги, постав- ляя на рынок возобновляемые ресурсы. Их примеру в новом столетии последова- ла и Россия. И, если принимать во внима- ние только вал, достигла феноменаль- ных результатов. Однако побывал недав- но в нескольких хозяйствах, и особого эн- тузиазма в глазах руководителей не уви- дел. Более того, некоторые отнюдь не красные директора, не сумевшие реали- зовать пшеницу по справедливым ценам, откровенно мечтают о славных советских временах и продаже зерна государству… – Как мне кажется, решение задачи надо искать не в советском прошлом, когда продажей называли то, что никогда ею не являлось. Практичнее воспользо- ваться глобальным опытом, который свидетельствует, что во всём цивилизо- ванном мире зерно – биржевой товар, и торговать им надо на бирже. Именно об этом, кстати, шла речь на недавнем со- вещании в администрации Липецкой области, участники которого как раз и договорились об организации, повторю ещё раз, биржевой торговли пшеницей на территории региона. – И в чём смысл такой торговли? – В том, что поставщик сможет работать в про- зрачных, предсказуемых, даже программируемых условиях. Он сможет предусмотреть любые неприятности, как это делается во всём мире, когда производитель страхует себя от всевоз- можных рисков, и в частности – количе- ственных. То есть потерь урожая, кото- рый может снизиться из-за морозов, от- тепелей, засухи, ливней и других при- родных катаклизмов. Кроме того, бир- жа предполагает и страхование ценовых рисков. Что опять же это значит? А то, что фермер или хозяйство уже на стадии планирования урожая будущего года может застраховать себя от неприятных скачков цен на сельхозпродукцию и даже зафиксировать справедливую сто- имость товара с точки зрения продавца. – Ну а как быть, если у продавца, скажем так, своеобразные представления о спра- ведливости и совершенно неумеренные аппетиты? – Рынок их умерит и предоставит какие- то разумные ценовые индикаторы. На них можно будет ориентироваться при подписании фьючерсного контракта, в соответствии с которым вы и сможете продать в оговорённые сроки оговорён- ное количество зерна по оговорённой цене. Здесь нет места случайностям, и именно поэтому фьючерсный рынок связан с торговлей реальным, налич- ным зерном. Цены, складывающиеся на таких торгах, и служат для него свое- образной точкой опоры. – Предположим, что сегодня зерно на рынке продается по 4 тысячи рублей за тонну. Цена производителя вполне устра- ивает, и он договаривается о фьючерсе, предполагающем продажу на бирже че- рез полгода или год 20 тысяч тонн зерна. Но к дате контракта выясняется, что ре- альная цена на зерно повышается до ше- сти тысяч рублей за тонну или, наоборот, падает до двух. Что происходит? – Ничего не запланированного не прои- зойдёт. Поставщик в любом случае по- лучит свои четыре тысячи за тонну, хотя зерно и будет продано по сложившейся Впервые в своей новейшей истории Россия вышла на экспортный рынок зерна в 2001 году, когда был собран рекордный по тем временам урожай зерновых. Превысив 85 миллионов тонн, он был на 20 миллионов тонн больше урожая-2000. В итоге цены на зерно снизились с 4300 рублей за тонну продовольственной пшеницы 3 класса до 2700 рублей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz