Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
Фото Андрея НАЙДЁНОВА 45 гид Р О С С И Я тие давало отцу очень мало доходов, и он вынужден был в 1928 году прекра- тить торговлюи вернуться к основному крестьянскому ремеслу — хлебопаше- ству. Наша семья жила, как и все на селе, довольно сносно, но не богато. Были лошадь, корова, несколько овец, свинья, птица. По праздникам на столе водилось мясо, а по будням — щи пост- ные, картошка с квасом, пшённая каша, суп картофельный. Коллективизация Наступил памятный 1930 год — начало повсеместной коллективизации кре- стьянских хозяйств и ликвидации кула- чества как класса. Тогда мне было восемь лет. Я не пони- мал, не видел, как крестьяне волнова- лись, какой страх охватил их, они боя- лись за свою будущуюжизнь в колхозе: как она сложится, не будет ли хуже, чем было до того, не хотелось расставаться со своими лошадьми и полученной от Советской власти землёй. По дворам пошли агитаторы за колхоз- ную жизнь. Записывались в колхоз с неохотой, в большинстве случаев под нажимом и угрозой ссылки в дальние неизведанные края. Некоторые сооб- разительные мужики продали все свои пожитки и подались в разные города страны. Уехал в Ворошиловград и дед Егор со своим единственным четыр- надцатилетним сыном Василием. Все его дочери к этому времени вышли за- муж в своём селе, поэтому, естественно, уехать не могли с отцом. Потом, когда я уже учился в школе, узнал, что в 1931 году И. В. Сталин по поводу негатив- ных явлений при организации колхо- зов написал знаменитую статью «Голо- вокружение от успехов». Но эта статья появилась в газете «Правда» очень поздно. В то время был даже такой лозунг: «Кто не хочет идти в колхоз, тот ставит спи- цы в колесницы колхозного строитель- ства». Таких людей приравнивали к врагамнарода. Аих в нашем селе оказа- лось немало. Как с ними поступили местные рай- онные власти? А просто: не идёшь в колхоз, зна- чит, ты за капитализм, и объявляли его кулаком. А кулаку не место вЖёлтых Песках. Революционная «законность» Многих из них сослали на Соловецкие острова, где они почти все умерли от го- лода, холода, болезней и непосильной каторжной работы. Отец мой, как и многие другие односельчане, тоже не спешил вступать в колхоз, всё раздумы- вая, как ему поступить, какое наиболее правильное для себя решение принять. И это послужило причиной преследо- вания его, как и многих других непо- корных крестьян, со стороны властей. Вскоре нашёлся подходящий повод, чтобы расправиться с ними. Было это ранней весной в период полевых работ. Какие-то злоумышленники совершили ночной поджог служителя церкви — попа Голубева, у которого сын в то вре- мя работал в Липецком райисполкоме на ответственной должности. По его просьбе в село приехали сотрудники районного отдела государственного политуправления (ОГПУ) и по под- сказке сельских властей арестовали сразу 30 человек, то есть тех крестьян, которые отказались войти в колхоз, среди них был и мой отец. Официально этих крестьян обвинили в поджоге поповского дома. Но где логи- ка? Неужели все 30 человек арестован- ных принимали участие в поджоге дома? Это просто бессмыслица, такого никак не могло быть. Тогда что же? Остаётся одно: обыкновенная месть за непокорность, выразившаяся в том, что они не пошли в колхоз, хотелижить так, как их больше устраивало. Отца моего арестовали. У работников ОГПУ не было никаких доказательств, ни одной улики в вино- вности арестованных, но, несмотря на это, их держали в тюрьме. Вот вам и ре- волюционная законность! Куда же она исчезла? На деле — вопиющее беззако- ние. Схватили человека, и вроде бы ни- чего не случилось, как будто так и должно быть. Тюремная голодовка Двоюродный брат моего отца Никита, имевший опыт голодовки в царской тюрьме (он до 1917 года принимал уча- стие в революционном движении), предложил узникам, незаконно содер- жавшимся под стражей, объявить все- общую голодовку в знак протеста, и первый отказался от приёма пищи, а за ним и мой отец. Это было уже в октя- бре, арестовали их в апреле. Полгода крестьян держали в тюрьме без суда и следствия. Отец, вспоминая со слезами на глазах, рассказывал после: — В первые трое суток голодовки страшно хотелось пить, а воды в камере не было. Тогда я попросил рабочего хозобслуги, чтобыон помыл «парашу», в которую оправлялись заключённые, и принёс в ней воды. Другой посуды не было. Он выполнил мою просьбу. Я жадно пил воду до тех пор, пока у меня не открылась рвота и не началась одышка. Я голодал 15 суток, Никита – 17, затем всех нас до единого (30 чело- век) освободили под праздник Велико- № 26 (096), 21–27 июня 2010 г. Восстановленный храм святых Косьмы и Домиана в Жёлтых Песках В то время был даже такой лозунг: «Кто не хочет идти в колхоз, тот ставит спицы в колесницы колхозного строительства». Таких людей приравнивали к врагам народа. А их в нашем селе оказалось немало. Как с ними поступили местные районные власти? А просто: не идёшь в колхоз, значит, ты за капитализм, и объявляли его кулаком. А кулаку не место в Жёлтых Песках
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz